Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

1
1
Материал опубликован 15 December 2015 в группе

«Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи.

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одарённость,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Толстой.

С 2011 года образование перешло на новые ФГОСы. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике.

Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно-деятельностный подход. Цели образования выступают в виде характеристик сформированности универсальных учебных действий (УУД). Стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.

Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она:

- формирует самостоятельность мышления;

- заставляет мыслить творчески;

- нарабатывает нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определённые алгоритмы действий и мыслительных операций (то есть УУД);

- добывает самостоятельно логическим путём новые знания.

Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность решать жизненные и профессиональные задачи.

Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности. Всё это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который даёт высокий педагогический результат.

Наша задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь её адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Для этого мы и обучаем детей исследовательской деятельности. Для этого мы используем учебные исследования.

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим».

Л.Паскаль

Почему важна исследовательская деятельность школьников?

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10-15% будут актуальны через 20 лет.

Человек запоминает только 10% того, что он читает; 20% того, что он слышит; 30% того, что он видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях; 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующее:

  • умения видеть проблему;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезу;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение и навыки наблюдения;
  • умение и навыки проведения экспериментов;
  • умение объяснять увиденное;
  • умение делать выводы и умозаключение;
  • умения и навыки структурирования материала;
  • умения и навыки работы с текстом;
  • умение доказывать и защищать свои идеи.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:

  • ставить цель, выдвигать гипотезу;
  • наблюдать, анализировать, сравнивать;
  • пользоваться различными источниками для нахождения информации;
  • самостоятельно обрабатывать собранный материал;
  • делать выводы, представлять результаты своей работы.

Индивидуальная работа на уроке – одна из форм постановки и решения проблемной задачи (типовой, субъективно новой для ученика).

 

Типовая задача

Проблемная задача

Особенности структуры

Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате

- Условие задачи вызывает необходимость такокго результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий.

- Наличие неизвестного.

Существует чёткий алгоритм решения задачи.

Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.

Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести её к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм её решения.

Наличие у ученика возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизвестное, и я это могу»).

Роль ученика

Ученик выполняет роль машины (решает задачу по «заложенной в него» программе.

Ученик проявляется как личность, его действия зависят в первую очередь, от его мотивов, способности.


 

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающихся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

1. Не занимайтесь наставлениями; помогите детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему тварчески.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Направления работы:

1 направлениеиндивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

Б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребёнка к учебной деятельности;

2 направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

3 направление – массовая работа – встреча с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение предметных недель, олимпиад.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:

* постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

* постановка целей и задач исследования.

* разработка методики исследования.

* подготовка материальной базы исследования.

* обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

* выводы.

* анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Схема. Актуализация проблемы.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотеза начинается словами:

- допустим…

- возможно…

- что, если…

Методы исследования (схема).

1. Теоретические: поиск и изучение литературы, изучение материала в СМИ, анализ и синтез, абстрагирование.

2. Эмпирические: опыт, наблюдение, эксперимент, сравнение и анализ.

3. математические: моделирование, построение диаграммы, построение графиков, анкетирование.

Метод – это способ достижения цели исследования.

Подготовка к защите исследовательской задачи:

1) выделять из текста основные понятия и давать им определения;

2) классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;

4) выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи;

5) предложить примеры, сравнение и сопоставление;

6) сделать выводы и умозаключение;

7) указать возможные пути дальнейшего изучения;

8) подготовит текст сообщения;

9) подготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты;

10) приготовится к ответам на вопросы.

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Урок – исследование. Урок – лаборатория. Урок – творческая мастерская. Урок – проектирование. Урок – творческой мысли. Урок – экспертиза. Урок – ТРИЗ. Урок – «открытых мыслей».

Исследовательский метод в обучении (по М.В. Степановой) самостоятельное (без пошагового руководства учителем) решение учащимися новой для них проблемы с применением элементов научного исследования: наблюдение, самостоятельного исследования фактов.

Требования к организации самостоятельной работы:

1) обеспечение правильного сочетания объёмов совместной и самостоятельной работы.

2) методически правильная организация работы обучающегося в классе и вне его.

3) обеспечить обучающихся необходимым методическим материалом с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4) контролировать за ходом совместной работы и мер, поощряющих обучающихся за её качеством выполнения.

Этапы урока – исследования:

1) выход на проблему;

2) выдвижение рабочей гипотезы;

3) исследование темы урока через призму рабочей гипотезы, используя исследовательские методы: наблюдение, опыт, обобщение, эксперимент, анализ, сравнение, анкетирование, моделирование.

4) выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе)

5) подведение итогов исследования.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей. Вопрос об учёте психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, самоисследование быть посильным, интересным и полезным.

Формы представления результатов (схема): стендовый доклад, лабораторная работа, решение проблемных задач, буклет, презентации учащихся, отчёт об экскурсии, реферат, словарь терминов, исследовательские работы учащихся, проекты, дневник наблюдений, доклад.

Что есть результат?

Важен процесс! Именно он вооружает нового исследователя теми компетенциями, которые так востребованы в современном мире:

- информационный (умение исследовать, анализировать, применять информацию для решения проблемы).

- коммуникативный (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

- саморазвитие (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

информацию по ФГОС можете ещё здесь просмотреть https://fgos.ru/

18 June 2018

Похожие публикации