Семинар «Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с № 43 г. Сарапул, УР
Красноперова Анна Валерьевна
«Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»
Как никогда актуальны к нашему семинару слова В.А. Сухомлинского
«Только вместе с родителями,
Общими усилиями, педагоги могут дать детям
Большое человеческое счастье»
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление контакта между детским садом и семьей является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Новизна отношений ДОУ и семьи определяется понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие»
Спросить у коллег, как они понимают эти понятия?
Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью языка
В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
-В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования. Задачи, которые сегодня стоят перед системой дошкольного образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская ответственность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч.1 п.1.6. п.9)
-Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает, в том числе и участие родителей, общества в целом в жизни ДОУ ( ФГОС ДО ч.3 п.3.1. п.п.5,6)
Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
1 этап «Давайте познакомимся!»- родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
2 этап «Давайте подружимся!»- на этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары
3 этап «Давайте узнаем вместе»- на этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев и т.д.)
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
Принцип открытости- (Спросить у педагогов, как они понимают этот принцип)
Открытость ДОУ включает «открытость внутрь» и «открытость наружу»
«Открытость внутрь» предполагает возможность родителей свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью своего ребенка в детском саду, включаясь в жизнь группы, а также возможность родителей принимать участие в образовательной деятельности (мастер-классы для детей, беседы, познавательные занятия)
«Открытость наружу»- сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, информирование о деятельности ДОУ через ведение сайтов, личных блогов педагогов.
Доброжелательный стиль педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Принцип индивидуального подхода –индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с родителями. Педагог, общаясь с родителем, должен учитывать его образование, чувствовать настроение, ситуацию, в которой происходит общение.
Принцип сотрудничества - Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставлений и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Динамичность –Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления сотрудничества с родителями.
Спросить у коллег С чего, поэтому, надо начинать планирование работы?
-С анализа социального состава родителей, их ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ
Спросить у коллег С помощью какие форм взаимодействия с родителями можно это сделать?
-анкетирование, опросы, личные беседы
Спросить у коллег На каком этапе это целесообразнее делать?
-на 1 этапе «Давайте познакомимся»
6. Шестой принцип я назвала «Готовимся серьезно». Любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Здесь главное- качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное собрание или семинар негативно повлияет на положительный имидж учреждения в целом.
7. Вариативность содержания, форм и методов образования родителей
Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому, педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями, используя разнообразные формы сотрудничества по четырем основным направлениям:
Познавательное- привлечение родителей в образовательный процесс, обогащение их знаниями в вопросах воспитания детей
Информационно-аналитическое – изучение семьи, ее особенностей
Наглядно-информационное- обеспечение открытости ДОУ, информирование о деятельности ДОУ, актуализация имеющихся знаний родителей о развитии и воспитании детей
Досуговое –совместные мероприятия с родителями
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает, не только новые отношения между ними, но и использование новых нетрадиционных форм сотрудничества, таких как:
-родительская конференция, на которой родители обмениваются опытом семейного воспитания
-«дневник обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей
-семейный клуб, который позволяет создавать ситуацию успеха для каждой семьи
-мастер-класс родителей для детей, в ходе которых родители активно включаются в образовательный процесс
-неделя родительского самоуправления, в течение которой родители пробуют себя в роли воспитателя
-выпуски внутрисадовских или групповых газет, на страницах которых родители делятся опытом семейного воспитания
-совместные проекты («Школа заботливого родителя», «Здоровая семья» и т.д.), где решаются проблемы укрепления семьи как социальной единицы
-конкурсы и выставки семейного творчества
-совместные праздники и развлечения
Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОУ ставит перед собой следующие задачи по организации сотрудничества с родителями:
Информирование родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, Программы, по которой работает ДОУ
Обеспечение открытости детского сада
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством вовлечения семей в непосредственно-образовательную деятельность, создания образовательных проектов на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья
Просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей
Литература:
Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников, Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012
Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия.М.: Творческий Центр, 2010
ФГОС дошкольного образования
Забыла указать что материал публиковался на сайте ПЕДАГОГИ ОНЛАЙН
ссылка на публикацию https://xn--80agabew4bd.xn--80asehdb/#publication/detail?id=7286