Урок для 5 класса «Ф.И.Тютчев. Стихотворение "Чародейкою Зимою…"»
Дата проведения урока: …………………. Класс: 5 «Б» Учитель-предметник: Садуова Зауреш Сапарбековна
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Ф.И.Тютчев. Стихотворение «Чародейкою Зимою…»
Тип урока: Изучение нового материала
Метод урока: Частично-поисковый
Цель урока: Сформулировать представление о пейзажной картине в стихотворении Ф.И .Тютчева, выявляя тему и содержание при исследовании на уроке;
Задачи:
- развивать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
- развивать умения работать с текстом;
- прививать любовь к природе.
Ожидаемый результат:
Учащиеся знают основное содержание стихотворения;
Умеют работать с текстом;
Могут выделять главное, составлять монологический ответ.
Ресурсы: Учебник литературного чтения для 5 класса ,презентация, листы А3, фломастеры, цветные листы ножницы;
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Этапы урока
Время |
Виды заданий |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1.Организационный момент. Создание атмосферы сотрудничества. Формирование групп. |
1 мин |
Деление на малые группы |
Приветствие учителя с классом.На вопрос: Какие мы ребята? Предлагаю встать в круг и высказать пожелания классу. Деление на группы. Берут по карточке и собирают целый рисунок, по рисунку группируются |
Ученики встают в круг и отвечают хором: «Мы умные, красивые, активные!» Находят и собирают целый рисунок.Кто первый, те садятся за І группу и т.д |
2. Сообщение темы и цели урока |
2мин |
Наводящая презентация к теме урока Беседа с учениками Ознакомление с оценочным листом |
Показ презентации о зимнем лесе . Вопросы классу. -Как вы думаете, о чем наша тема? урока? Правильно, Мы сегодня побываем в зимнем лесу.Поможет нам стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою...»Мы с помощью волшебных и красивых слов из стихотворения будем описывать себе и представлять,каким бывает зимний лес. Раздаю ученикам оценочные листы. Объясняю виды критериев по теме |
Смотрят презентацию. Дают примерные свои ответы. Ученики высказывают свое мнение. Ученики рассматривают его . |
3.Проверка домашнего задания |
2 мин |
Метод «Авторский стул» |
Вызываю ученика к доске для чтения своей работы. Опрашиваю 3-х учеников. |
Выходят к доске, садятся на стул и читают своё эссе на тему «Моё любимое время года». |
4. Объяснение нового материала |
4 мин 2 мин |
Опережающее задание Смотрим и слушаем видеозапись |
Приглашаю двух учеников.Они приготовили свои презентации по теме: Тютчев-русскй поэт Зима в лесу Знакомство с произведением Ф. И. Тютчева .Чтение стихотворения"Чародейкою Зимою:" |
Ученица, заранее подготовившая задание, предоставляет нам свою презентацию о поэте. Ученик показывает презентацию о зимнем лесе. |
Анализ стихотворения |
9мин |
Метод «Инсерт» Словарная работа Групповая работа по тексту |
1.Деление стихотворения каждой группе. Записывают в тетрадях число. Выписывают новые слова.Каждая группа берет по столбику.Так успеваем полностью поработать с новыми словами. 2. Расставить паузы и прочитать . короткая пауза - ¦ пауза - І длинная пауза -ІІ |
1.Каждая группа читает и выписывает новые слова, переводит и подбирает к ним синонимы 2. Ученики ,раставив пуазы, по цепоче читают. Из каждой группы читают стихотворения. |
Физминутка |
1мин |
Групповая работа |
Задаю вопрос. - Как было в лесу ? Приглашаю их согреться . Прошу их выйти из-за парт и встать в круг. Под музыку «Потолок ледяной, дверь скрипучая» ученики танцуют. |
Ученики отвечают, что им было холодно. Ученики под музыку выполняют движения, которые показывает каждый ученик. |
Работа с текстом Исследовательский этап |
10 мин |
Групповая работа Защита постеров |
Предлагаю группам доказать, что… 1 группа- Зима-чародейка; 2группа- Лес спит; 3 группа- Что за картина? |
Ученики выписывают слова и предложения, рисуют свои постеры. |
Вывод по стихотворению |
1 мин |
Индивидуальная работа |
Вывод по стихотворению Какая тема стихотворения? Какая идея стихотворения? Что хотел показать нам поэт в своем стихотворении? |
Ученики высказывают свое мнение по стихотворению 1.Тема природы, точнее зимнего леса. 2.Красота зимнего леса |
Опрос по стихотворению. Творческая работа. Закрепление нового материала |
7 мин 2 мин |
На своих снежных елочках написать вопросы. Меняемся по часовой стрелке своими вопросами Оценивают себя Пишут «Синквейн» Метод «ПОПС» |
1.Показываю, как можно вырезать снежную елочку. На доске рисую схему елочки. Обращаю на работу с ножницами. Слежу за работой учеников. После вырезки, прошу убрать ножницы в коробки и продолжить работу. 2.На своих елочках записывают свои вопросы по стихотворению и передают другой команде. Слушаем ответы учеников Предлагаю написать «Синквейн» По методу «ПОПС» ученики закрепляют самостоятельно тему урока |
1.Ученики берут лист голубой бумаги, складывают вдвое , рисуют елочку и выреают.Записывают вопросы 2.Обмениваются снежинками и отвечают на вопросы. Ученики пишут «Синквейн»читают 2 ученика Ответ одного ученика |
Подведение итогов |
2 мин |
Заполнение оценочного листа |
Предлагаю ученикам обсудить свои оценки за урок Чему хотел научить нас поэт? |
Ученики высказывают свои мнения по оценке. -Любить природу, ценить красоту, видеть красоту и беречь ее |
Рефлексия |
1 мин |
Рисунок «Ёлка» |
На каком уровне знаний сегодняшней темы ты находишься? |
Ученики вывешивают свои листочки на веточки ёлки( вверху, на середине- хорошо понял, на макушке- отлично, все понятно) |
Домашнее задание |
1 мин |
1.Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»; 2. Нарисовать свою картину зимнего леса. |
Записывают задания в дневниках |
Оценочный лист ученика (цы) 5 «Б» ...........................................по теме: Ф.И.Тютчев стихотворение «Чародейкою Зимою»
Задания Критерий |
Дискрипторы |
Баллы |
|
Усвоение темы урока Знание и понимание темы урока |
Знаю тему стихотворения; Понимаю содержание стихотворения; |
1 1 |
|
Словарная работа в тетрадях Умение переводить и подобрать синонимы к новым словам |
Могу находить новые слова; Смог( ла) перевести новые слова и подобрать синонимы ; |
1 1 |
|
Чтение и анализ стихотворения
|
Читаю с выражением стихотворение; Могу пересказать и определить идею стихотворения; Могу составить и задать вопрос. Могу составить синквейн |
1 1 1 1 |
|
Работа по тексту |
Могу ответить на вопросы; Смогу на примерах привести и доказать данную тему урока; |
1 1 |
|
Итого : 9-10 - «5» 8-7 - «4» 6-5 - «3» |
Дополнительный балл за домашнюю работу
Смог написать по данной теме - 1 балл
Устинова Валентина Ивановна