12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Анастасия101
Россия, Санкт-Петербург

Учитель: Щербакова Анастасия Васильевна.

Класс: 10

Предмет: литература.

Тема: Ф.И. Тютчев. Стихии поэзии и любви.

Тип урока: знакомство с новой темой

Цель: через анализ стихотворений разных периодов творчества выявить специфические черты любовной лирики Тютчева
 

Задачи:
 

- познакомиться с произведениями любовной лирики разных периодов творчества;

- воссоздать образ музы Тютчева

- выявить специфические черты любовной лирики Тютчева


УМК:
Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. : Ч.1 / Ю.В. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 367 с. - (ФГОС)

Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень: в 2 ч. : Ч.2 / Ю.В. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 368 с. - (ФГОС)
 

Технологическая карта урока
 

этап

Прод-сть

Суть этапа

взаимод.

деятельность учителя

деятельность учащихся

ресурсы

результат этапа

1

Вводный

1 мин

Сообщение темы урока, целей и задач.
 

Фронтальное

Приветствует учащихся.

Инициирует познавательную активность учащихся.

Приветствуют учителя.
Записывают тему урока.

Доска

Ученики знакомы с темой урока, его целью.
 

2

Мотивация

3 мин

Создание мотивации для изучения нового материала

Фронтальное

Создает условия для
интереса в изучении темы

Знакомятся с эпиграфом к уроку.

Презентация

Ученики настроены на работу, мотивированы.

3

Актуализация знаний

3 мин

Осознают потребность открытия нового знания.

Индивидуальное,
фронтальное

Задает вопросы,
слушает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.
Дополняют схему.

Презентация

Вспомнили, что знают о поэте, его произведениях.

4

Формирование новых понятий

10 мин

Анализ стихотворения.




 

Групповое

Организует работу в группах. Наблюдает за работой учеников, по необходимости корректирует. Задает вопрос ученикам.

Читают стихотворения поэта. Работают в группе, отвечают письменно на вопросы по биографии. Устно отвечают на вопрос учителя.

Распечатанный текст.
Тетради.

Познакомились с содержанием стихотворения, выполнили его анализ.

5

Воспроизведение знаний

10 мин

Представление

работы, проделанной в группах.
 



Фронтальное

Контролирует выступление групп, корректирует, задает вопросы.
 

Один из учеников выразительно читает стихотворение вслух, остальные по плану анализируют стихотворение.


записи в тетрадях
 

Познакомились с содержанием стихотворений разных периодов, почувствовали их специфику

6

Этап включения в систему знаний и повторения

7 мин

Через анализ стихотворения воссоздают образ музы

Фронтальное

Организует последовательное представление работы групп. Фиксирует представляемые результаты на доске, комментирует.

Последовательно устно озвучивают
результат выполненного задания от каждой группы. Соотносят образ музы с портретом женщин, которым посвящены стихотворения.

Презентация
записи в тетрадях, текст стихотворения.

Воссоздали образ музы, связали его с визуальным образом.

7

Обобщение

7 мин

Составление схемы
«Особенности любовной лирики Тютчева»

Индивидул.

Фронтальное

Задает итоговый вопрос. Фиксирует черты лирики, выявленные учениками через анализ стихотворений.

На основе записанных от каждой группы слов выявляют особенности любовной лирики поэта.
Создают схему.

Доска, записи в тетрадях.

Обобщили полученные знания о любовной лирике, составили схему.

8

Итоговый

2 мин

Подведение итогов урока.

Индивид.

Выставляет отметки за работу на уроке, обосновывает выбор.


 

Озвучивают ответы, объясняя свой выбор.

Записи в тетрадях

 

2 мин

Рефлексивная деятельность

ФронтальноеИндивид.

Просит выбрать слово, описывающее любовную лирику Тютчева.
 

Озвучивают ответы, объясняя свой выбор.

 

Осознают эффективность собственной работы на уроке










Приложение 1

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1.Название, автор.

2. Что можно сказать о содержании стихотворения по его названию? (Ваши предположения)

3. Какова композиция стихотворения? (на сколько частей вы разделили стихотов-е, почему)
Как композиция связана с содержанием?

4. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

5. Особенности самовыражения
лирического героя и характер повествования
(ритм, четкость\напевность\мелодичность), интонация стихотворения, использование звукозаписи (Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков;
Анафора – единоначатие).

6. Какие ведущие художественные средства используются в стихотворении? Приведите примеры.

7. Типичность или своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта;

глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа;
степень «вечности» поднятых проблем.


 



Приложение 2

 

Ф. И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


 

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.


 

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?


 

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!


 

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!


 

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.







 


 

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.


 

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль злую, боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!


 

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..


 

Первая половина 1851
Посвящено Е.А. Денисьевой
(3)




 










 

К.Б. («Я встретил вас — и все былое…»)

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
1870

Посвящено баронессе Амалии
Крюденер (4)






Посвящено Эрнестине Тютчевой (2)

Ф. И. Тютчев. «С какою негою, с какой тоской влюбленный...»

С какою негою, с какой тоской влюбленный
Твой взор, твой страстный взор изнемогал на нем!
Бессмысленно-нема... нема, как опаленный
Небесной молнии огнем, –

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,
Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась ниц...
Но скоро добрый сон, младенческо-беспечный,
Сходил на шелк твоих ресниц –

И на руки к нему глава твоя склонялась,
И, матери нежней, тебя лелеял он...
Стон замирал в устах... дыханье уровнялось –
И тих и сладок был твой сон.

А днесь... О, если бы тогда тебе приснилось,
Что́ будущность для нас обоих берегла...
Как уязвленная, ты б с воплем пробудилась –
Иль в сон иной бы перешла.



 

Между концом 1838 и серединой 1839





(1)
Посвящено Элеоноре Тютчевой



В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны,-

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;

И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет...

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать...

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
 




 

Приложение 3
Презентация к уроку

1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

, 03.04.18 в 17:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.