Фрагмент урока для 3 класса по теме «Ф.И. Тютчев. "Листья"»

11
1
Материал опубликован 20 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема : « Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочи­нения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедийная установка, экран, УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» 1 ч.,3 класс, аторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Просвещение, 2013 г.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

I.Организационный момент

Цель : активизация учащихся

Проверка готовности к уроку.

Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.

Слайд 1,2

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Пятиминутка чтения.

Цель : формирование навыка беглого чтения

-Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения.

Слайд 2

Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу

II. Актуализация опорных знаний.

Цель :

Речевая разминка.

Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы).

Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?

Учитель: О каком времени года поётся в песне?

Учитель: Кто главный герой песни?

Слайд 3

Познавательные УУД


 


 


 


 


 

Ученики: Об осени.


 


 

Ученики: Осенние листья.


 


 


 

V. Проверка домашнего задания

Цель: - развивать творческие способности каждого ученика.

А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и на­учились его читать.


 

Дети читают наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»


 

-Учились планировать свое выступление;

VI. Целеполагание и мотивация


 

Цель : мотивировать учащихся на умение анализировать лирическое произведение

Учитель: Осень… Прекрасное время года …

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья” и услышим музыку о настроении осени.

- Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве? (слайд 4)

Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является “Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой

Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте.

-Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки?

 

Сообщение учащихся:

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года” Октябрь.

VII.Физкультминутка 

Муз.физминутка

Под музыку дети выполняют движения за героями слайдов

VIII . Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие текста

Цель: определить первичное восприятие стихотворения.

Закройте глаза, можете положить голову на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину.

Чтение стихотворения учителем. с. 63 учебник.(на фоне музыки П.И.Чайковского. « Времена Года (Опус 37) - Осенняя Песня (Фортепиано) Октябрь»

- Скажите, какое время года описывает поэт?

 

Прослушивание стихотворения учащимися.


 


 

-Осень.

Учились представлять картины осенней природы.

2. Анализ стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Понравилось вам стихотворение?

А звучавшая музыка

Какие чувства вы испытывали при чтении?

От чьего имени написано стихотворение?

Как поэт рассказывает о листьях?

Такой литературный приём ,который использует автор в создании образа листьев, называется- олицетворение.

-Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.

С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом?

Коммуникативные УУД.

Высказывания детей.

-От имени листьев.

-Он говорит о них как о живых существах.


 


 

-Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лу­чами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и про­сят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.

-Они гордятся, любуют­ся собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

IX. Словарная работа.


 

Цели: формировать навык выборочного чтения.

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?

Слайд 5
 

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.


 

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

X. Выразительное чтение стихотворения.

Цель:

- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Работа над выразительным чтением.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Проверка самостоятельной работы.

-Какое настроение у автора?

-Какие строчки передают настроение радости?

-Какие строчки передают настроение грусти?

Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворе­нии.

-К какой группе деревьев относятся сосна и ель?

-Как поэт описывал хвойные деревья?

-К чему призывают листья буйный ветер?

-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

- Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.приложение 1

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.


 

-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

(Слайд-шоу “Осень”). 

Слайды 6-9

-В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения?

.


 


 


 

Послушайте стихотворение. Слайд 10

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

О. Чусовитина

Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. За­пишите его в рабочую тетрадь.


 

-Радостное и грустное.

-Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.

-Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.

Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях.


 

-Хвойные.

-Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа.

-Скорей нас сорвите с докучных ветвей.

-Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.


 

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте,

Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку.

Чтение стихотворения тремя учениками.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы

Учились читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;


 

XI.Оценивание работы учащихся на уроке.

- Сегодня все работали хорошо, молодцы!

Самые активные получают отметки

XII. Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

- Выберите и продолжите предложение:

-На сегодняшнем уроке я узнал…

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось…

-Сегодня я сумел… слайд 11

 

ХII. Итог урока

-Какова тема стихотворения?

-Какие чувства, настроение выразил поэт?

-Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?

-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?


 

-Показать осенние листья.

-Любование картинами осени.

-Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…

-Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

XIV. Дом. задание:

Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютче­ва. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63.

Слайд12

Молодцы !Спасибо за урок! слайд 13


 


 


 

Приложение 1

Памятка для самостоятельной работы

1.Правильно ставь ударения:

/ логическое ударение.

2.Соблюдай паузы:

/ короткая пауза;

// длинная пауза.

3.Выбери силу голоса (громко, тихо).

4.Определи темп (быстро, медленно).

5.Читай эмоционально.

6.Покажи интонацией своё отношение к произведению.

1.Правильно ставь ударения:

/ логическое ударение.

2.Соблюдай паузы:

/ короткая пауза;

// длинная пауза.

3.Выбери силу голоса (громко, тихо).

4.Определи темп (быстро, медленно).

5.Читай эмоционально.

6.Покажи интонацией своё отношение к произведению.


Презентация к уроку (скачать)

Предварительный просмотр презентации

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК «Школа России» Презентацию подготовила учитель нач. классов Домнина В.В. СОШ №12 Ефремовский р-он,Тул.обл

Фёдор Тютчев. Листья

Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович Тютчев <номер>

Словарь Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру. Докучные – означает надоевшие. <номер>

Осенний листок За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном. А когда веселый ветер улетал, Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя, Пусть живет всю зиму у меня.

Выберите и продолжите предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за … -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел…

Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок.

20 December 2016