12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глебов Антон Александрович181
учитель первой категории
Россия, Смоленская обл., Смоленск
0

Физическое воспитание в коррекционных классах как один из аспектов культурного, социального, психологического и педагогического воздействия

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Основными нормативными документами, рекомендующими систему физического воспитания в коррекционной школе, являются: ♦ Закон Российской Федерации «Об образовании»; ♦ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; ♦ методические рекомендации к организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. 8 Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества. Упражнения в программах представлены: ♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без предметов; ♦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей; ♦ корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений); ♦ подвижными и спортивными играми; ♦ катанием на лыжах и коньках; ♦ плаванием. Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых). Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционных классах любой школы могут обучаться дети с умственной и физической отсталостью различной степени тяжести. В МБОУ «СШ № 5» имеются подобного рода классы, в частности это 2 В,4 В и 8 В классы. Будучи учителем физической культуры, я работаю во 2 В классе. Как молодой специалист в этом году я столкнулся с такой проблемой, что дети в таких классах по своему физическому развитию порой сильно отличаются от остальных детей. Формирование здорового образа жизни обучающихся через развитие физической культуры и спорта имеют исключительно важное значение. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения. Не являются исключением и школьники. Отрицательная динамика состояния здоровья обучающихся связана главным образом с низким уровнем двигательной активности. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм обучающихся в связи с усложнением общественной жизни, учебным процессом, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.  В связи с этим очень важно содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Целью физического воспитания в специальных (коррекционных) классах (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности школьника. Достижение этой цели обеспечивается решением основных задач:  укрепление здоровья,  содействие нормальному физическому развитию;   обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам  развитие двигательных (координационных) способностей; 9 Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:   выработку представлений о ФК личности и приѐмах самоконтроля;   углубление представлений об основных видах спорта,   соблюдение правил ТБ.  На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:  словесные (беседа, лекция)   наглядные (имитация действий учителя, дидактические материалы)  практические упражнения (в зависимости от темы урока). Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, учитель может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В III–IV классах можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших – спортивные игры. Учитель должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся класса, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; познакомиться с учениками, посетив уроки математики, письма, трудового обучения; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы. Готовясь к уроку, учитель должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности выполнять упражнения, ожидаемый результат. Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно-дидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения. При планировании уроков учитель должен учитывать: ♦ где будет проводиться урок – в зале или на улице; ♦ в каком состоянии предполагаемое место занятий; ♦ обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем; ♦ какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип; ♦ готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке; ♦ интерес детей к занятиям на уроке. Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.