Внеклассное мероприятие «Физика вокруг нас»
«Физика вокруг нас»
Мероприятие проводится в форме конкурсной программы между двумя командами
«Пламя» и «Заряд»
этап: конкурс «Загадки»
В загадках нужно учесть следующий момент:
Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке.
С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?
-Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (телефон)
-Чудо-птица алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (ракета)
-Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать (термометр)
-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
-В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нём летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идёт,
И зимою сад цветёт.
В том окне чудес полно
Что же это за окно. (телевизор)
-Сначала - блеск
За блеском - треск
За треском - плеск. (молния)
-Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тела, а живёт оно
Без языка кричит. (эхо)
-Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)
-Цветное коромысло
Над лесом повисло. (радуга)
-Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (снег)
-Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились, то остановились. (весы)
-Всем поведает хоть без языка
Когда будет ясно, а когда облака. (барометр)
-По высокой дороге идёт бычок круторогий. (месяц)
-В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке, Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. (часы)
-Что видно, если ничего не видно (туман)
-Если надуть меня - я улечу, смирно лежать я никак не хочу...(воздушный шар)
-Конь бежит, а щука лежит (река подо льдом)
-Его пинают, а он не плачет! Его бросают - назад скачет (мяч)
-Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (вода)
-Сверкнет, мигнет, кого-то позовет (гроза)
-Привела я солнце за свое оконце. К потолку повесила, стало дома весело (электрическая лампочка)
2 этап: игра «Пентагон».
Правила игры: для того чтобы догадаться, о чем идет речь дается 5 подсказок, после любой из них можно дать ответ.
Изобретение
1.На нем стоит древнеримская богиня.
2.Их используют многие виды транспортных средств.
3.Они являются основой водяных, но не ветряных мельниц.
4.Многие из них связаны со спицами.
5.Русское название его происходит от древнего слова «коло», означающего круг.
ОТВЕТ: Колесо.
Атмосферное явление
1.Так переводится немецкое слово «блиц».
2.Это - причина треска с раскатами в природе.
3.Ее дело в швах.
4.Она же - дорогое сообщение.
5.Это - Торопыжкина одежда.
ОТВЕТ: Молния.
3.Вещество
1.Из-за НЕЕ в 1648 году вспыхнуло восстание.
2.Это – суть, изюминка шутки и мысли.
3.Она пятая в известном ряду.
4.ЕЕ называют ахроматической смертью.
5.ЕЕ не рекомендуют сыпать на рану.
ОТВЕТ: Соль (солевой бунт, нота соль, «белая смерть», песня Осиашвили С. и Добрынина В.).
4.Бытовое устройство
1.Чтобы им воспользоваться, его сначала нужно было «развести».
2.Его однажды купили солдаты.
3.Однажды его купили за найденную денежку.
4.Вообще-то, это просто водогрей.
5.Без него раньше не садились пить чай.
ОТВЕТ: Самовар (Аты - баты шли солдаты,/ Аты - баты, на базар...; Чуковский «Муха - Цокотуха»).
Узнайте это изобретение
Это изобретение - воплощение самой древней мечты в жизни.
О приоритете этого изобретения спорят американцы, немцы и французы. Россия тоже пытается оспаривать приоритет.
Пионерами по созданию и использованию этого изобретения все — таки чаще всего считают братьев - американцев Уилбора и Орвилла.
Во время работы это изобретение буквально опирается ... на воздух.
5.В сказках его роль выполняет ковер.
ОТВЕТ: Самолет.
Природный материал
1.Когда - то он был частью письменных принадлежностей.
2.Он является часть устройства для измерения определенного отрезка времени.
3.Его формула идентична формуле кварца.
4.Его много в Калахари, Каракумах.
5.Желательно чтобы на пляже он был чистым.
ОТВЕТ: Песок.
Материал
1.На фабрике Уотмана ЭТО было гладким и плотным.
2.Говорят, что ОНА стерпит все.
3.В основном ОНА состоит из целлюлозы.
4.Раньше вместо НЕЕ использовали глину, воск, кожу.
5.На ней учатся писать.
ОТВЕТ: Бумага.
Оптика
1.С ЕГО помощью в древности пытались уничтожить силы противника.
2.Людям он является днем и только в ясную погоду.
3.Иногда его используют для передачи сообщений.
4.Поймать его невозможно, он всегда выскальзывает поверх рук.
5.В отличие от многих своих собратьев никогда не линяет, не штрафуется.
ОТВЕТ: Солнечный зайчик.
4 этап: конкурс «Эрудит»
Как с помощью часов определить высоту скалы, стоя на ее вершине? (Ответ: Нужно уронить камень и засечь время падения).
Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил себя из болота за волосы. Возможно ли это и почему? (Ответ: Нет, т.к. третий закон Ньютона применим для взаимодействующих тел)
Что тяжелее: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты? (Ответ: Вес гвоздей больше. Р = FT- FA. На гвозди и вату действуют сила тяжести и архимедова сила. Силы тяжести равны. А архимедова сила, действующая на пух больше, т.к. он занимает больший объем. Следовательно Рг>Рв).
.
5 этап. Знания физики в быту.
Физика окружает нас везде, особенно дома. Мы привыкли её не замечать. Знание физических явлений и законов помогает нам в домашних делах, защищает от ошибок. Если посмотреть на то, что происходит у нас дома глазами Физика, можно увидеть много интересного и полезного!
1. Какие физические явления Вы замечали в быту?
2. Приходилось ли Вам использовать в быту знания по физике?
3. Попадали ли Вы в неприятные бытовые ситуации? В какие?
4. Могло ли вам помочь знание физики избежать неприятных ситуаций?
5. Интересуетесь ли Вы при покупке бытовых приборов их
техническими характеристиками?
6 этап. Практическое применение физических знаний в быту
1.Чтобы стеклянный стакан не лопнул, когда в него наливают кипяток, в него кладут металлическую ложку.
2.Ежедневно мы кипятим воду: Из двух чашек от кипятка не лопнет та, у которой стенка тоньше, так как она быстрее равномерно прогреется.
3.Когда мы моемся в ванной, запотевание зеркала и стен происходит в результате конденсации водяного пара.
4.Если в чашку налить горячую воду и накрыть крышкой, то водяной пар конденсируется на крышке.
5.Кран с холодной водой всегда можно отличить по капелькам воды, которые образовались на нём при конденсации водяного пара.
6.Заваривание чая, засолка огурцов, грибов, рыбы и т.д., распространение запахов объясняются диффузией.
7.Ручки у кастрюль делают из материалов, плохо проводящих тепло, чтобы не обжечься
8.Если у крышки кастрюли ручка металлическая, а прихватки под рукой нет, то можно воспользоваться прищепкой или вставить в отверстие пробку.
9.Нельзя открывать крышку кастрюли заглядывать в неё, когда в ней кипит вода. Ожог паром очень опасен!
10.Внутренняя стеклянная колба термоса имеет двойные стенки, между которыми вакуум. Это позволяет предотвратить потерю тепла в результате теплопроводности. Колба имеет серебристый цвет, чтобы предотвратить потерю тепла излучением. Пробка препятствует потере тепла путём конвекции. Кроме того, она имеет плохую теплопроводность. Корпус защищает колбу от повреждений.
11.Если нет термоса, то банку с супом можно завернуть в фольгу и газету или шерстяной платок, а кастрюлю с супом можно накрыть пуховым или ватным одеялом.
12.Дерево имеет плохую теплопроводность, поэтому деревянный паркет теплее, чем другие покрытия.
13.Ковер имеет плохую теплопроводность, поэтому ногам на нём теплее.
14.В стеклопакетах между стёклами находится воздух (иногда его даже откачивают). Его плохая теплопроводность препятствует теплообмену между холодным воздухом на улице и тёплым воздухом в комнате. Кроме того, стеклопакеты снижают уровень шума.
15.Батареи в квартирах располагают внизу, так как горячий воздух от них в результате конвекции поднимается вверх и обогревает комнату.
16.Вытяжку располагают над плитой, так как горячие пары и испарения от еды поднимаются вверх.
17.При традиционном обогреве комнаты самым холодным местом в комнате является пол, а теплее всего у потолка.
18.Для увеличения давления мы затачиваем ножницы и ножи, используем тонкие иголки.
19.В быту мы часто используем простые механизмы: рычаг, винт, ворот, клин
20.Чтобы увеличить трение, мы носим обувь на рельефной подошве.
21.Чистые и сухие волосы при расчесывании пластмассовой расческой притягиваются к ней, так как в результате трения расчёска и волосы приобретают заряды, равные по величине и противоположные по знаку. Металлическая расчёска такого эффекта не даёт, так как является хорошим проводником
22.При включении и работе телевизора у экрана создается сильное электрическое поле. Его можно обнаружить с помощью гильзы, изготовленной из фольги. Из-за электростатического поля к экрану телевизора прилипает пыль, поэтому его надо регулярно протирать! Нельзя во время работы телевизора находиться на расстоянии менее 0,5 м от его задней и боковых панелей. Сильное магнитное поле катушек, управляющих электронным лучом, плохо влияет на организм человека!
23.Чтобы не было перегрузок и короткого замыкания, не включайте несколько мощных приборов в одну розетку!
24.Выключая прибор из розетки, не тяните за провод! Не берите электроприборы мокрыми руками!
25.Не включайте в сеть неисправные электроприборы! Следите за исправностью изоляции электропроводки! Уходя из дома, выключайте все электроприборы!
26.Для защиты приборов от короткого замыкания и скачков напряжения используйте стабилизаторы напряжения!
27.Для подключения приборов большой мощности (электроплиты, стиральные машины), должны быть установлены специальные розетки!
28.По мобильному телефону можно разговаривать не более 20 мин. в день!
7. Подведение итогов. Награждение команд.
Список литературы
Перышкин А.В. Физика – 7класс, 8класс, 9класс. – М.: Дрофа, 2012.
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика – 10. – М.: Просвещение, 2011.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика – 11. – М.: Просвещение, 2011.
Садовников Д., Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. - С.- Петербург: Типография Н. А. Лебедева ,1876.
Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988. (Стихотворение Б. Пастернака)
Корней Чуковский. Чудо дерево и другие сказки. Санкт-Петербург. : Герион, 1992.
Список использованных Интернет-ресурсов
http://100grp.ru/srednie-veka/rene-dekart-ya-myslyu-sledovatelno-ya-sushhestvuyu/ (Рене Декарт)
http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/158.htm (стихотворение А.С. Пушкина)
http://zagadki.kakras.ru/ (загадки)
https://ru.wikipedia.org/ (сведения о великих людях и исторических событиях)