Проектно-исследовательская работа «Физкультура каждый день - залог здоровья детей!»
"ФИЗКУЛЬТУРА КАЖДЫЙ ДЕНЬ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ!"
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Над проектом работали с 1 февраля 2016 по 31 марта 2016 года совместно с инструктором по физическому развитию.
Цель проекта:
Организовать физическое воспитание детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи:
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Принципы реализации проекта:
1. Доступность – учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
– постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4. Динамичность – интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие - Воспитание активной жизненной позиции. Сильный человек – не угроза, а опора для слабого. Управление эмоциями через движение. Самоконтроль и саморегуляция собственных действий. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм.
Речевое развитие - Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться.
Познавательное развитие - Строение человеческого организма. Способы передвижения человека и животных. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда).
Художественно - эстетическое развитие - Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др.), разучивание пословиц, считалок, речевок, девизов. Продуктивная деятельность – рисование спортсменов, изготовление атрибутов, эмблем для игр и спорта. Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций. Песенное творчество.
Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: Уровень физической подготовленности детей и показатели здоровья детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Цель: Изучение возможностей родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
- исследование состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
- анкетирование родителей
3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
4.Контроль за проведением закаливающих мероприятий (полоскание рта, контрастные ванны, босо хождение по снегу)
Ожидаемый результат:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека.
II Этап практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта
- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
Содержание II этапа
- Применение здоровьесберегающих технологий
- Работа кружка "Здоровье" (инструктор по физкультуре)
- Организация медико-профилактических мероприятий: медицинские осмотры, витаминизация
- Организация работы с родителями
Ожидаемый результат.
Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.
III Этап заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ
Содержание III этапа
Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга
- исследование состояния здоровья детей
- мониторинг физической подготовленности дошкольников
- проведение спортивных праздников("Олимпийские игры", "Мама, папа я - спортивная семья"), дней здоровья, походов; а так же участие в "Лыжне России", участие в открытых мероприятиях для курсов повышения квалификации (НОД по двигательной деятельности, динамические паузы с флажками).
Результативность:
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровье-ориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровье-сбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.