Внеклассное мероприятие «Фольклорный квест» (5 класс)

6
3
Материал опубликован 12 November 2018

Данная работа принимает участие во всероссийском педагогическом конкурсе на лучший сценарий внеклассного мероприятия «Образовательный квест».


 

Фольклорный квест

Пояснительная записка

Цель: закрепить знания, приобретенные в процессе изучения темы «Русское устное народное творчество».

Планируемые результаты

Личностные: формировать мотивацию к обучению через активизацию мыслительной деятельности, развивать ком-муникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и в разновозрастной среде, вести к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные: самостоятельно принимать решения и осуществлять действия; преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать в группе.

Предметные: Предметные: знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ, многозначность смысла пословиц и поговорок, знать особенности ком-позиции русских народных сказок; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора.

Форма квеста: перфоманс.

Участники: учащиеся 5 класса.

Аниматоры: учащиеся 10 класса.

Место проведения: школа.

Ход мероприятия

1этап: «Западня»

Среди урока неожиданно для детей дверь в класс закрывается на ключ с наружной стороны. На полу у дверей лежит конверт. В конверте находится письмо следующего содержания :

Я Кощей Бессмертный!

Вот уже тысячу лет я живу на этом свете, и скука одолевает меня. Поэтому время от времени я устраиваю себе небольшие развлечения. Сегодня, например, я украл три сережки Василисы Прекрасной. По сережке из пары. Казалось бы, какая мелочь для нее. Но нет! Эти сережки волшебные: если потерять сережку хотя бы из одной пары, Василиса снова попадет в мой плен. Любая красавица приняла бы такую судьбу с радостью, но эта ду девушка не умеет ценить внимание .

Однако легкая победа уже не веселит меня, и у вас есть шанс спасти Ва-силису от счастья.

Сережки спрятаны в трех надежных местах. Если вы хотите помочь Василисе, найдите их!

Для этого нужно разделиться на три дружины. Для каждой команды в вашей горнице спрятаны карты, которые приведут к цели. Чтобы отыскать эти карты, вам придется поломать головы.

2 этап: «Головоломка»

Помимо письма в конверте находятся 3 разрезанные карточки(по количеству команд).


На одних частях карточек написаны литературоведческие термины , на других – определения.

1 страница

Пестушка От слов «нянчить», «холить». Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, совершаемые им в самом начале жизни. 

Закличка Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Приговорка Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге. 

Считалка Краткие стихотворения, которые дети используют для распределения ролей между участниками игры.

 

Пословица Краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом. 

Пестушка От слов «нянчить», «холить». Короткий стихо-творный напев нянюшек и матерей, каким они сопро-вождают действия ребенка, совершаемые им в самом начале жизни.

Закличка Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Приговорка Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.

Считалка Краткие стихотворения, которые дети используют для распределения ролей между участниками игры.


 

С обратной стороны – загадки, которые должны указать на предметы, находящиеся в классе: шкаф, книжную полку, часы.

2 страница

1 группа:

ОН СТОИТ В УГЛУ ОДИН,

ДЕРЕВЯННЫЙ ГОСПОДИН .

КНИЖНЫХ ПОЛОК ПОВЕЛИТЕЛЬ,

МНОГИХ ЗНАНИЙ ОН ХРАНИТЕЛЬ.

 2 группа:

СМАСТЕРИЛ ВЧЕРА Николка

ДЛЯ ПОЛЕЗНЫХ КНИЖЕК …

 

 3 группа:

СТОЯТ НА МЕСТЕ,

А БЕЗ УСТАЛИ ИДУТ.

Необходимо сосредоточить внимание детей именно на терминах и определениях, а не на обратной стороне карточек. Они сами должны догадаться, что необходимо соотнести термины и определения. Конечно, по необходимости нужно направлять действия детей, но в минимальной степени.

Собрав страницу по частям и не найдя подсказки, учащиеся рано или поздно перевернут карточки, прочтут и отгадают загадки и найдут в шкафу, на книжной полке и под часами маршрутные листы.

Маршрутные листы представляют собой план эвакуации школы, на котором крестиками отмечены нужные места. Рядом с картами лежат ключи от класса.

Далее каждая команда самостоятельно определяет маршрут к месту, указанному на карте, и выдвигается на поиски.

3 этап: «Там, на неведомых дорожках…»

В этих точках маршрута детей ждут аниматоры в костюмах персонажей русского УНТ.

Аниматоры предлагают детям выполнить задания (задания заранее подобраны аниматорами):

1) Составьте из этих слов пословицы.

Свет, тьма, ученье, неученье.(Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи,казак: атаманом будешь.)

Смотреть, конь, не, дарёный, в, зуб.(Дареному коню в зубы не смотрят.)

2)  Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

Город не тётка.

Есть ещё горох в гороховнице.

Рысак русака видит издалека.

Уменье – свет, а неуменье – тьма.

Комар косу не подточит.

3) Закончите пословицу.
Не стыдно не знать, ... (стыдно не учиться). 
На смелого собака лает, ... (а трусливого кусает). 
Не мил и свет, ... (когда друга нет). 
Не плюй в колодец - ... (пригодится воды напиться). 
Не зная броду, ... (не лезь в воду).

4 этап: «Параллели»

Получив от аниматоров конверты с заданиями 4-го этапа, учащиеся в сопровождении тех же аниматоров возвращаются в класс для их выполнения.

В конвертах каждая группа находит фрагмент произведения русского УНТ. Дети должны догадаться, что фрагменты указывают на места, где им отдадут сережки.

Таким образом, данные отрывки являются своего рода символами, которые нужно преобразовать для решения познавательной задачи.

1 группа :фрагмент сказки «Каша из топора».

(Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет, - солдат говорит.

Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

- А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.)

2 группа : фрагмент из былины «О том, как Добрыня и Василий Казимирович выиграли дань у царя Бутеяна Батвесова».

( Приезжали Василий с Добрыней в землю Поленецкую, к царю Бутеяну на широкий двор. Скорым-скоро с коней они соскакивали, ни к чему коней не привязывали, не спрашивали у ворот привратников, не спрашивали у дверей придверников, отворяли они двери настежь…).  

3 группа: славянский заговор от болезней.

(Стану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле. За воротами, в чистом поле стоит свят Окиян-камень, на святом Окиян-камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щипь унимает и кровь заговаривает у рабы Божьей (имя), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Тем моим добрым словам ключ и замок отныне довеку. Аминь. Аминь. Аминь .)

Адреса:

1.группа: столовая.

2. группа: контрольно-пропускной пункт.

3. группа: медицинский кабинет.

На последнем этапе группы учащихся получают от персонала столовой, мед. кабинета и КПП последнее задание, после выполнения которого им вручают коробочки с сережками.

(Необходимо заранее снабдить персонал возможными ответами.)

1)Произнесите один из зачинов русской народной сказки.

2)Произнесите одну из концовок русской народной сказки.

3) вспомните не менее 4-х постоянных эпитетов.

 

ИТОГ: В каждой коробочке , помимо серёжки, лежит записка следующего содержания: «Уважаемый учитель, поставьте этим спасителям пятерки!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный квест. Такая форма поведения мероприятия повышает интерес к предмету. Беру на заметку. Спасибо!

12 November 2018

Интересная идея. Ежегодно в школе проводим Неделю краеведения. Обязательно использую игру, наполнив диалектным материалом. Спасибо! Творческих успехов!

18 March 2019

Спасибо! Обязательно проведу!!!

31 March 2019