Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

0
0
Материал опубликован 7 October

Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Речь возникает и развивается по мере того, как развивается ребенок. Речевая функция является одной из важнейших функций для человека, а правильная речь определяет успешность в освоении грамматики и чтения. При нарушении речи у ребёнка затрудняется общение с окружающими, происходит задержка в формировании познавательных процессов, что препятствует становлению личности.

В последнее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, это является серьезной проблемой. Дизартрия является одним из самых распространенных нарушений, а развитие фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства.

Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития. Фонематические процессы представляют собой базу, на которой строится овладение речью как основным средством общения. Исследователи, занимающиеся проблемой развития фонематических процессов в онтогенезе, отмечали, что развитие и становление данных процессов происходит постепенно и по определённым закономерностям.

Формирование всех фонематических функций в процессе онтогенеза при нормальном интеллектуальном развитии завершается в младшем школьном возрасте.

Нарушения фонематических процессов при дизартрии являются вторичными и возникают вследствие нарушения речевых кинестезий, которые проявляются при морфологических и двигательных поражениях органов речи.

Степень выраженности поражений данных процессов зависит от степени выраженности самой дизартрии. То есть, исходя из этого, к основным признакам несформированности фонематических процессов относятся: неправильное различение на слух фонем в собственной и чужой речи (чаще всего это оппозиционные звуки: твердые – мягкие, звонкие – глухие, шипящие – свистящие, аффрикаты – сонорные); недоразвитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза; недостаточная сформированность фонематических представлений.

У детей с дизартрией проявляются нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами. Данное нарушение приводит к несформированности фонематических процессов. Поэтому, недоступными для таких детей становятся более сложные операции, которые должны формироваться на базе фонематического восприятия. В последствие это проявится в нарушении процессов чтения и письма.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Минимальные дизартрические расстройства (МДР) часто встречаются у детей  с ОНР (50-80%). Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. [10]

Проблема выявления и коррекции минимальных дизартрических расстройств продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения.

Для того, чтобы у ребенка не было искажений и замен звуков, необходимо тесное взаимодействие сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. Р.Е. Левина, М.Е Хватцев, Н.Х Швачкин и др. утверждали, что для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Небходимо, чтобы у детей были сформированы фонематические процессы, которые в свою очередь осуществляют контроль за непрерывным потоком слогов.

Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления [14].

Проблемой изучения МДР занимались многие авторы. В работах Г. Г. Гутцмана, Л. В. Мелеховой, О. В. Правдиной,  И. И. Панченко, О. А. Токаревой, Р. И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах И. Б. Карелиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Стертая дизартрия или МДР – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [1].

Р. Е. Левина, Л. В Лопатина, Н.В. Серебрякова, М.Е Хватцев утверждают, что нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер.

Л. В. Лопатина отмечает, что у детей c МДР существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков, а именно,  при стертой дизартрии из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гипер¬саливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане.

Для того, чтобы в дальнейшем ребенок был успешен, перед проведением систематической поэтапной работы по формированию фонематической стороны речи и необходимой коррекции, следует выявить особенности нарушений и уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Диагностическое обследование делится на три этапа, каждый их которых направлен на обследование фонематических процессов.

На первом этапе исследуется способность по узнаванию и различению неречевых звуков, одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру голоса и слов, близких по звуковому составу.

На втором этапе проводится исследование возможности дифференцирования слогов и фонем.

На третьем этапе обследуются навыки элементарного фонематического анализа и синтеза; обследуются фонематические представления.

Для того чтобы исследовать каждый компонент фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией можно выбрать методики данных авторов: для выявления результатов обследования фонематического слуха – методические материалы Е. Ф. Архиповой [1]; для исследования данных фонематического восприятия – методические материалы Е. Ф. Соботович [11]; для обследования способностей к фонематическому анализу, синтезу и фонематическим представлениям – методические материалы Л. Ф. Спировой [12], Р. И. Лалаевой [3], Л. В. Лопатиной [4]. При обследовании, для предоставления детям наглядного материала, может быть использован «Альбомом для логопеда» О. Б. Иншаковой [2].

Данные методики используют в логопедической практике для обследования фонематической стороны речи детей. С их помощью видна картина речевого дефекта и предоставлена возможность выявления степени нарушения фонематических процессов.


Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учебное пособие /Е.

Ф. Архипова. Москва: АСТ: Астрель. 2006. 319 с.

2. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда //Коррекционная

педагогика /О. Б. Иншакова. Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 279 с.

3. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования

нарушений речи: Учебно-методическое пособие /Р. И. Лалаева. Санкт-Петербург: Наука–Питер, 2006. – 102 с.

4. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. /Л. В.

Лопатина, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: Изд-во СОЮЗ, 2000. –192 с.

5. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. -  Спец. школа, 1967. – 267 с.

6. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – 2-е доп. изд., – М., 1969. – 505 с.


7. Мартынова Р. И. сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 29-33

8. Мелехова, Л. В. Дифференциация дислалий //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 29-33.

9. Панченко,  И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий  при дислалических и дизартрических расстройствах //Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. Ляпидевского С.С. – М., 1973.

10. Сизова, Э. Я. О механизмах бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации / Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова. - М. : 1979. – 261 с.

11. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 1974. - №4. – С.  20-26

12. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Москва: Педагогика, 1980. – 192с.

13. Стертая дизартрия у детей: уч. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319.

14. Токарева, О. Е Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков/ под общ. ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Медицина 1969. – 201 с. 

15. Черкасова, Е. Л. Нарушение речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учеб. пособие для студентов пед. университетов по специальности «Дефектология». – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.

16. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под.  общ. ред.  Г.В. Чиркиной – 3 изд., доп. – М.6 АРКТИ, 2003. – 240 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации