Статья «Оптимизация процесса автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
Оптимизация процесса автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Перфильева Елена Викторовна
учитель-логопед, МОУ «Детский сад №305», г. Волгоград, Россия.
Аминова Галина Анатольевна
учитель-логопед, МОУ «Детский сад №305», г. Волгоград, Россия.
Аннотация:
У детей с тяжёлыми нарушениями речи автоматизация поставленных звуков занимает длительный период времени. У детей-логопатов отмечается нарушение памяти, не развито внимание, быстрая утомляемость. Поэтому
очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их. Оптимизировать этот процесс позволяет использование мнемотехники на этапе автоматизации звуков.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Логопеду необходимо найти экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, так как в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Мнемотехника может быть использована не только в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, но и с детьми без речевой патологии для эффективного запоминания речевого материала.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время при автоматизации звуков у детей за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности.
При формировании правильного звукопроизношения с применением мнемотехники происходит:
- ускорение процесса автоматизации поставленных звуков;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие ассоциативного мышления;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения.
Мнемотехника способствует целенаправленному воспитанию словесной памяти. Ребенок учится читать рисунки. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной словесной памяти.
Методика мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемотаблицам.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6 - 9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при автоматизации звуков на материале чистоговорок, стихотворений, коротких текстов. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотаблицам должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
– придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью.
При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.
3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.
4. Заполнение мнемотаблицы графическим изображением речевого материала.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты, содержащие данный звук. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. При заучивании стихотворных текстов с опорой на мнемотаблицу необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Установка на запоминание, затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.
5. Повторное чтение с установкой на запоминание.
6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают материал. Этап автоматизации звуков проходит намного быстрее, интереснее и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.
Список использованных источников:
1. Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.
2. Олейник Н.А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 г.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов-на-Дону, 2001 г.
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.