12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Перфильева Елена Викторовна18
2

Статья «Оптимизация процесса автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Оптимизация процесса автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.

Перфильева Елена Викторовна

учитель-логопед, МОУ «Детский сад №305», г. Волгоград, Россия.

Аминова Галина Анатольевна

учитель-логопед, МОУ «Детский сад №305», г. Волгоград, Россия.

 

 

Аннотация:

    У детей с тяжёлыми нарушениями речи автоматизация поставленных звуков занимает длительный период времени. У детей-логопатов отмечается нарушение памяти, не развито внимание, быстрая утомляемость. Поэтому

очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их. Оптимизировать этот процесс позволяет использование мнемотехники на этапе автоматизации звуков.

 

 

    Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Логопеду необходимо найти экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, так как в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.

    Мнемотехника может быть использована не только в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, но и с детьми без речевой патологии для эффективного запоминания речевого материала.

  Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время при автоматизации звуков у детей за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности.

  При формировании правильного звукопроизношения с применением мнемотехники происходит:

- ускорение процесса автоматизации поставленных звуков;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие ассоциативного мышления;

- зрительного и слухового внимания;

- воображения.

    Мнемотехника способствует целенаправленному воспитанию словесной памяти. Ребенок учится читать рисунки. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной словесной памяти.

    Методика мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,  последовательно переходить к мнемотаблицам.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6 - 9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при автоматизации звуков на материале чистоговорок, стихотворений, коротких текстов. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотаблицам должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

– придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Заполнение мнемотаблицы графическим изображением речевого материала.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты, содержащие данный звук. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. При заучивании стихотворных текстов с опорой на мнемотаблицу необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание, затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают материал. Этап автоматизации звуков проходит намного быстрее, интереснее и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Список использованных источников:

1. Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.

2. Олейник Н.А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 г.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов-на-Дону, 2001 г.

4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.