Организация фонематических пятиминуток для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз.Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.
Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других.
Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи.
Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов».
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы
Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие фонематического слуха с целью подготовки к обучению грамоте.
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех возрастных группах детского сада и в режимных моментах в течение всего дня пребывания в детском саду.
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующий интерес детей и предупреждающий усталость.
Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми - воспитатель дает образец чтения, а затем заучивается наизусть. Чтобы облегчить запоминание, воспитатель может прибегнуть к описательному, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т.е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко).
Некоторые из предложенных стихов можно заучивать в движении. Так, при работе с скороговоркой:
Четыре черненьких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.
При проведении фонематических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки:
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.
Например:
Та, та, та - нет у нас кота.
Тя, тя, тя - вот мое дитя.
На, на, на - стою у окна.
Ня, ня, ня - я веду коня.
Некоторые из стихотворений можно заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука «ж», используя стихотворение «Жук и жаба», можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети.
Дети:
Жаба толстая сидит
И по сторонам глядит.
Ведь на ужин жук ей нужен,
Очень нужен жабе жук.
Жаба:
Вот жука бы увидать;
И скорей его поймать,
Ведь на ужин жук мне нужен,
Очень нужен жук на ужин.
Дети:
Вот жук летит,
Жужжит, жужжит.
Жук:
Я летаю и жужжу:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»
Надоело мне летать,
Надоело мне жужжать,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Под ромашкой посижу».
Дети:
Жаба жука увидала,
Прыг, прыг - и поймала.
Затем роли могут меняться.
Для фонематических пятиминуток можно также использовать считалочки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко,ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.
Фонематические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.
При организации фонематических пятиминуток, педагогу необходимо помнить следующее:
До начала заучивания стихотворения, считалки и т.д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении.
Чаще всего стихи повторяются хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать повторять их отдельным детям.
Педагог при проведении фонематических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.
Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.
Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитию речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонематическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.
Фонематические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.
Таким образом, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. А фонематические пятиминутки с использованием стихов, скороговорок, чистоговорок, организованные на занятиях по развитию речи и в режимных моментах, будут способствовать развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Литература:
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От звука к слову».-М.Издательство «Ювента», 2007.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.
Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003.
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Минисборник скороговорок.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Грабли – грести, метла – мести;
Вёсла – везти, полозья – ползти.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Проворонила ворона воронёнка.
У Кондрата куртка коротковата.
У осы не усы, не усищи. А усики.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
Белые бараны били в барабаны.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
До города дорога в гору, от города – с горы.
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Слишком много ножек у сороконожек.
У зайки Бубы заболели зубы.
У Ивашки рубашка,
У рубашки – кармашки.
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Котик ниток клубок закатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Говори попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю!»,
Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”
Из-под пилки сыплются опилки.
Купила Маруся бусы бабусе.
Цыплята и курица пили чай на улице.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
Кумыс в Китай повез киргиз,
Китайцам нравится кумыс.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в рeкe рак,
Сунул Грека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом изpыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшоне он смешон.
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Приложение №2
Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»
Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
Шабанова Алёна