12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акманова Наиля Ахмадулловна2073
Россия, Башкирская респ., с.Исянгулово
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
3

Организация фонематических пятиминуток для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

 

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз.Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других.

Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи.

Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов».

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы

Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие фонематического слуха с целью подго­товки к обучению грамоте.

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех возрастных группах детского сада и в режимных моментах в течение всего дня пребывания в детском саду.

Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующий интерес детей и предупреждающий усталость.

Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми - воспитатель дает образец чтения, а затем заучивается наизусть. Чтобы облегчить запоминание, воспитатель может прибегнуть к описательному, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т.е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко).

Некоторые из предложенных стихов можно заучивать в движении. Так, при работе с скороговоркой:

Четыре черненьких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.

При проведении фонематических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки:

- Расскажи мне про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.

Например:

Та, та, та - нет у нас кота.

Тя, тя, тя - вот мое дитя.

На, на, на - стою у окна.

Ня, ня, ня - я веду коня.

Некоторые из стихотворений можно заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука «ж», используя стихотворение «Жук и жаба», можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети.

Дети:

Жаба толстая сидит

И по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

Очень нужен жабе жук.

Жаба: 

Вот жука бы увидать;

И скорей его поймать,

Ведь на ужин жук мне нужен,

Очень нужен жук на ужин.

Дети:

Вот жук летит,

Жужжит, жужжит.

Жук:

Я летаю и жужжу:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»

Надоело мне летать,

Надоело мне жужжать,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Под ромашкой посижу».

Дети:

Жаба жука увидала,

Прыг, прыг - и поймала.

Затем роли могут меняться.

Для фонематических пятиминуток можно также использовать считалочки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко,ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.

Фонематические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

При организации фонематических пятиминуток, педагогу необходимо помнить следующее:

До начала заучивания стихотворения, считалки и т.д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении.

Чаще всего стихи повторяются хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать повторять их отдельным детям.

Педагог при проведении фонематических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.

Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.

Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитию речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонематическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

Фонематические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Таким образом, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. А фонематические пятиминутки с использованием стихов, скороговорок, чистоговорок, организованные на занятиях по развитию речи и в режимных моментах, будут способствовать развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Литература:

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От звука к слову».-М.Издательство «Ювента», 2007.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сцена­рии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

 

Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.

Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003.

Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.  

Минисборник скороговорок.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Грабли – грести, метла – мести;

Вёсла – везти, полозья – ползти.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Проворонила ворона воронёнка.

У Кондрата куртка коротковата.

У осы не усы, не усищи. А усики.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

Белые бараны били в барабаны.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивашки рубашка,

У рубашки – кармашки.

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Котик ниток клубок закатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Говори попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю!»,

Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

Из-под пилки сыплются опилки.

Купила Маруся бусы бабусе.

Цыплята и курица пили чай на улице.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

Кумыс в Китай повез киргиз,

Китайцам нравится кумыс.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в рeкe рак,

Сунул Грека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом изpыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшоне он смешон.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы, 

А Клара у Карла украла кларнет.

Расскажите про покупки. 

Про какие, про покупки? 

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке 

Варежки и валенки.

Юлька-Юленька-юла, 

Юлька юркая была, 

Усидеть на месте Юлька 

Ни минуты не могла.


Приложение №2

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 14.01.19 в 18:22 0Ответить Пожаловаться
Считаю, что использовать фонематические физминутки можно лишь на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На групповых - все привязываем к лексической теме и там сложно отследить правильное произношение и понимание чистоговорок детьми.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.