12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поздеева Валентина Ивановна335
Россия, Архангельская обл., п. Коноша
2

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие»



Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие».

Логопедическая тема: «Автоматизация звука Р в словах, предложениях, скороговорках».

Лексическая тема: «Море. Морские обитатели».

Автор: Поздеева Валентина Ивановна

учитель- логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

п. Коноша Архангельской области

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

  • автоматизировать звук Р в словах, предложениях, скороговорках;

    продолжать учить давать характеристику звука;

    продолжать учить составлять предложения;

    расширить знания детей об обитателях морских глубин;

    продолжать обучать элементам грамоты: учить делить слова на слоги; определять место заданного звука в слове.

    развивать дыхание и голос;

    развивать фонематический слух;

    развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

    развивать логическое мышление, память, внимание.

    развивать наблюдательность;

    воспитывать у детей самоконтроль за речью;

    воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный файл Е. Железновой «Краб», цветопузырьковая колонна с рыбками, пособие «Улитка» на звук Р, указка с наклеенным осьминогом, разрезная картинка- пазл с изображением морских обитателей, игрушки и картинки: краб, камешки, ракушки, морские коньки, рыбки, ткань, емкость с песком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Слайд 1, 2. Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Логопед: Какой прекрасный и загадочный подводный мир!

А хотели бы вы отправиться в морское путешествие? Почему?

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Что занимает большую часть поверхности земного шара?

На чем люди могут спуститься на морские глубины?

Каких обитателей морей ты знаешь?

Как называется окно в подводной лодке?

Что необходимо водолазу?

Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Вы готовы к выходу в море.

Постановка правильного речевого дыхания

Логопед: При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.

Вдох через нос. Выдох через рот.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка», «Грибок», «Качели».

Л: Ребята, а на чем мы отправимся в путешествие? (На корабле). 

В слове корабль есть звук, который вы учите, какой? (Да, звук Р).

Итак, мы выходим в море.

Слайд 3. Характеристика звука Р.

Логопед: Дайте характеристику звуку [р]: согласный, звонкий, твердый.

Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности.

Слайд 4. Логопед: Вот мы с вами вышли в море и можем наблюдать обитателей морей и океанов.

Ребята, на чем мы опустимся на морское дно? (Ответы детей).

Л: Для исследования морских глубин был создан батискаф- специальный подводный аппарат.

Слайд 5. Логопед: Для того, чтобы водолазу покинуть подводную лодку, обязательно необходимо специальное снаряжение: гидрокостюм, ласты, маска и ….? (Баллоны с воздухом)

Л: Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Дети имитируют одевание водолазных костюмов).

Слайд 6. Кто из морских обитателей самый страшный хищник? Акула. Логопед: Акула –хищная рыба! Чем питаются хищники? Чем они могут быть опасны.

Слайд 7. Какие морские животные самые умные и добрые? (Дельфины.)

Логопед: Дельфины – млекопитающие, то есть они кормят своих детенышей молоком. Так же как люди.

Слайд 8. Логопед: Как вы думаете, почему рыба – пила получила такое название?

Слайд 9. Логопед: рыба- меч. в чем же сходство у этой рыбы с оружием?

Слайд 10. Рыба- молот.

Слайд 11. Логопед: рыба- игла. Назовите одинаковые признаки для этой рыбы и инструмента для шитья? Рыба – игла (какая?), а игла для шитья (какая?).

Морские обитатели весело играли в море, и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных».

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин,     перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты,                   руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула, и моржи.

Те учили их считать:  сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять.             ладони сложены  

Логопед. Отгадайте загадку.

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я…. Д: Осьминог.

Ребята, осьминог – дальний родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Осьминог умеет менять цвет – например, по песку пошел – желтый стал, в водоросли попал – зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Игра «Улитка». (Автоматизация звука в словах, зрительная гимнастика).

Логопед: Нужно пройти по улитке, правильно называя слова со звуком Р. (Логопед указкой на конце которой наклеен осьминог, вразнобой показывает на картинки, дети следят глазами за осьминогом и по очереди называют слова, расположенные на пособии «Улитка»).

Игровое упражнение «Узнай по контуру»

Логопед: а сейчас, мы опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь. (Логопед приглашает детей к ткани, лежащей на столе. Под тканью в емкости с песком спрятаны обитатели и предметы морей и океанов — игрушки: ракушки, камешки, рыбка, массажный шарик-«морской еж»). Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских обитателей, попробуйте узнать. (Дети называют предмет, не вынимая рук из - под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Посмотрите какие красивые рыбки. (Включается цветопузырьковая колонна с рыбками).

Игровые упражнения:

«Сосчитай рыбок», Какого цвета рыбки», «Куда плывут рыбки».

- Сколько всего рыбок? Какие рыбки плывут влево, вправо? Какая рыбка плывет выше, ниже всех? Есть ли одинаковые рыбки?

Логопед. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Слайд 12. Игра «Собери картинку из пазлов».

Л: Ребята, картинка попала в морской шторм и рассыпалась. Нужно собрать ее. Если вы правильно это сделаете, то узнаете, что на ней изображено. (На картинке: конек, краб, звезда, водоросли).

Повторение ранее изученного материала

Игра «Прохлопай слово». Слоговая структура слова.

Л: Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». (Дети выбирают слова, изображенные на собранной картинке и отхлопывают их).

Слайд 13. «Где звук?» (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Логопед: Посмотрите на картинки, почему на схемах под картинками закрашен квадрат?

Слайд 14. Логопед: Посмотрите внимательно на схемы, здесь есть какие – то ошибки?

Слайды 15-16. Логопед: в данных схемах нет ошибок? (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Мы с вами узнали много нового, интересного, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ку».

Вопросы:

- Без чего не бывает моря? (без воды)

- Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

- У кого рот на брюхе? (у акулы)

- На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

- Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

- Родственник улитки? (осьминог)

- Родственник рака? (краб)

Логопед: давайте поиграем «с крабом», краб проверит, кто правильно и четко сможет рассказать скороговорку про рака, которую мы выучили.

Упражнение «Слово на ладошке» (Дети стоят в кругу, рассказывают скороговорку, передавая каждое слово на ладошку друг другу).

Скороговорка: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!».

(Проверка: если краб не упадет со стола, значит вы рассказали скороговорку без ошибок.)

Физминутка «Краб».

Л: давайте поиграем с крабом. (координация движений в соответствии с музыкой и текстом)

Слайд 17. Релаксация.

Логопед: Ребята, а теперь пора немного отдохнуть. Предлагаю вам представить, как вы качаетесь на волнах. Закройте глаза, послушайте шум волн. (Включается шум моря).

3. Анализ. Рефлексия.

Логопед: Мы подходим к берегу. Что мы сегодня исследовали, что узнали, чему научились? Ребята, вы молодцы! Я приготовила пустые рамки для рисунков. Вы можете нарисовать рисунки подводного мира и устроить в группе фотовыставку.


Морское путешествие
PPT / 3.45 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.