12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Новикова67
Россия, Московская обл., Электросталь

Фонетический турнир

Цель занятия: повторить знания по теме «Фонетика»

Задачи:

Создать условия для развития фонетического слуха.

Использовать разнообразные методы, приемы и формы работы для осуществления активной познавательной деятельности детей.

Предоставить возможность для творческого выражения способностей, эмоционального состояния, активного отдыха.

Формировать умение применять знания, полученные на уроках, на практике.

Развивать коммуникативные навыки

Сплачивать коллектив и развивать коллективное  творчество.

Развивать речь учащихся, умение высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.

Развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем)

 

Активизация знаний.

Здравствуйте, дорогие друзья русского языка! Сегодня мы собрались на необычный турнир. Раз «турнир» - значит, будем выявлять лучшего. Давайте попробуем определить, какому разделу русского языка будет посвящен наш конкурс.

Посмотрите на высказывания двух знаменитых людей.

Перед Вами громада — русский язык!

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Гоголь Н. В.

"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова " М. Горький

Н.В. Гоголь и М. Горький – великие русские писатели, с творчеством которых вы познакомитесь в более старших классах. Догадались, что будет главной темой всех наших заданий?

Итак, говорить мы будем о звуках, и наш турнир будет посвящен фонетике!

Есть одна волшебная страна, 
Звуками она населена. 
Строим звуки дружно в ряд,  
И слова уже звучат. 

Деление на команды

Сейчас нам предстоит не простое, а фонетическое деление на команды.

В первой команде играть будут ребята, в фамилии которых есть звуки, которые мы обозначаем буквой «Л».

Во вторую команду собираются те, у которых в фамилии есть звук, который обозначен буквой «У».

Третья команда будет состоять из игроков, у которых в фамилии есть звуки, которые мы обозначаем буквой «Р».

Ребята, в фамилии которых есть звуки, обозначаемые буквой «К», отправляются в команду номер четыре.

Ребята, которые остались, проверьте, если в ваших фамилиях звук, который обозначается буквой «В»? Если есть, то вы - -команда №5.

Итак, команды готовы к испытаниям?

I. Фонетическое приветствие

Какая же команда без названия? Название своей команды вы узнаете, если правильно выполните первое задание.

Представитель команды получает карточку с заданием и набор букв. Команды составляют название и показывают всем. (Знатоки, умники, звуковеды, грамотеи, эрудиты)

Все команды получают по 3 балла.

II. Фонетическая математика

Сосчитайте, сколько букв и сколько звуков в словах.

Команды получают задание на листочке, выполняют, относят жюри или ведущему. Верное количество звуков и букв каждого слова – 1 балл.

Объявление

Счастливый

Ядовитые

Юлия

Мелькать

III. Фонетические шарады

Это испытание проверит вашу смекалку. Внимательно слушаете задание, обсуждаете в командах и записываете на листочке.

С твердым «Л» я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка-полька)

Моё начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго - корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит. (ш-мель)

Начало – мышки писк в траве.
Конец – на бычьей голове.
Бывает яблочным, капустным,
Румяным, пышным, очень вкусным.
(пи-рог)

Мой первый слог к себе зовет,
Второй слог – дом наоборот.
(ко-мод.)

Мы всех – и взрослых, и детей –

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно напугаем. (игры – тигры)

IV. Фонетические следопыты

Приготовили это задание животные, а вот какие вы должны сами узнать, прочитав следующий текст. Ответ найдите в тексте, внимательно наблюдайте за словами.

Стоит в лесу избушка. Живут в доме две дикие кошки. Каждый день кошки ходят на охоту, но утром их добыча пропадает куда-то. Кто же живет в доме с кошками? Помогите кошкам найти этого зверя, и они дадут вам следующее задание.

Обрадовались кошки и дали задание: прочитайте слова КОТ и МЯУ.

Ответьте на вопросы и докажите :

- одинаковое ли количество букв в этих словах;

- одинаковое ли количество звуков в этих словах;

- одинаковое ли количество слогов в этих словах

Ответы записываем на листочках и сдаем ведущему.

V. Фонетический кроссворд

Отгадайте кроссворд и запишите слово, которое получилось в выделенном столбике.

1. Как переводится слово «звук» на греческий язык?

2. Из чего состоит гласный звук?

3. Как называется группа звонких непарных согласных?

4. Гласный звук в слабой позиции.

5. Звуковая запись слова.

6. Определенный порядок букв в языке.

7. Согласный, который состоит из голоса и шума.

8. Звук, который можно тянуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Фонетические тайны

Узнай слово по транскрипции (2 варианта)

[ ф а н э т’и к а] _____________________

[ с’ и м’ й’ а ] _____________________

[п а л’й’ о т ] _____________________

[ в’и с’о л а й’а ] ______________________

[ п’и р’и к р’о с т а к ] ___________________

[ р а ж ж ы в а т’ ] ______________________

[ р а щ’ щ ‘и т а т’ ] _____________________

 

[ п’и т’о р к а ] ________________________

[ш ы т’й’о ] ________________________

[ б’и р о с к’и ] ________________________

[г а р а т с к о й’ ] _______________________

[ а б й’и в л’э н’и й’э ] ________________________

[ р а ж ж ы в а т’ ] ______________________

[ р а щ’ щ ‘и т а т’ ] _____________________

VII. «Сладкая фонетика»

Командам выдается по 2 фантика от конфет.

Нужно написать транскрипцию названий.

(за каждую верную транскрипцию – 3 балла)

Фантики: «Ромашки», «Шокопаччи»;

«Васильки», «Крокант»;

«Отломи», «Школьные»;

«Картошка», «Лёвушка»;

«Белочка», «Алоцветик»;

Подведение итогов.

Награждение победителей званием «Знатоки фонетики» и медалями.


Литература

Русский язык: учебник для 3 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2020.

Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018.

В. В. Волина. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.