План-конспект индивидуального занятия по формированию фонетической компетентности детей с особыми возможностями здоровья
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 11 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА».
План-конспект индивидуального занятия
учителя-логопеда
МДОУ "Ясли-сад № 11 города Докучаевска" Скрипченко Эллы Викторовны
по формированию фонетической компетентности у ребенка с особыми возможностями здоровья
(диагноз ПМПК-ОНР 3 уровень, старший дошкольный возраст).
2017 г.
Тема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах».
Цели занятия:
1. Продолжить работу по дифференциации звуков С-Ш в словах.
2. Развивать фонематический слух ребенка посредством выделения звука Р из текста.
3. Развивать навыки звукового анализа.
4. Развивать согласованность речи с движением.
Оборудование: предметные картинки (со звуком С и Ш), картинки для игры «Цепочка слов», сюжетная картинка.
Ход занятия.
1. Психологический настрой.
- Ты будешь сегодня хорошо заниматься?
- Я буду сегодня хорошо заниматься.
- Ты будешь следить за правильным произношением всех звуков?
- Я буду следить за правильным произношением.
2. Организационный момент.
Д/И «Цепочка слов».
- Сегодня мы будем выкладывать цепочку слов из названий предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начнется с того звука, каким заканчивается слово карандаш и т.д. (Предметы: карандаш, шапка, арбуз, заяц, цапля).
Когда будет выложена вся цепочка, учитель-логопед предлагает назвать предметы, выделяя голосом первый и последний звук в словах.
3. Введение в тему.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться в дорогу-сделаем зарядку для язычка.
Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений:
«Лопатка», «Чашечка», «Качели внутренние», «Вкусное варенье», «Фокус», «Лошадки», «Барабанщики».
В путешествие мы отправимся на машине. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо, подкачаем их насосом: С-С-С. Хорошо накачали шины, только слышим, воздух шипит, оказалось в шине маленькая дырочка: Ш-Ш-Ш. Заклеем дырочку клеем и еще раз накачаем шину.
- Когда мы накачиваем шины, какой образуется воздух? С-С-С (Воздух холодный). Какое положение губ и языка при произнесении С-С-С? (Язык внизу, за зубами, губы улыбаются, посередине языка-дорожка).
- А когда в шине образовалась маленькая дырочка, какой образуется воздух? Ш-Ш-Ш (Воздух теплый). Какое положение губ и языка при произнесении Ш-Ш-Ш? (Язык вверху, в форме чашечки, губы рупором).
4. Основная часть.
А) Приехали мы на машине в волшебный зимний лес, в котором живут наши друзья-животные. Мы сейчас построим для них домик.
- Пила пили, пили быстрей, мы домик строим для друзей.
Там животные будут вместе жить и с ними будем мы дружить.
Вот мы построили домики. А теперь должны помочь животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук С, а во втором домике - животные со звуком Ш (лиса, собака, кошка, лошадь…).
Б) В лесу еще живет снеговик. Ему скучно одному. Однажды пришел к нему в гости мальчик. Как его зовут, попробуй догадаться: в его имени слышится звук Ш и звук находится в середине слова (Паша).
- Паша спросил снеговика, какой одинаковый звук есть в названии одежды: шапка, шуба, шарф. Огорчился снеговик, что не знает ответа на вопрос. Давай ему поможем.
- У снеговика появился вопрос к Паше: «Какой одинаковый звук в словах: сосулька, нос?» Скажи, пожалуйста, есть ли у Паши предметы, в названии которых есть звук С? (Сани, совок).
В) Машина застряла в сугробе. Заглох мотор. Давай заведем: Р-Р-Р. Вспомним положение языка, губ при произнесении звука Р? (Язык вверху, дрожит, губы улыбаются, горло работает).
Я сейчас прочту стихотворение о грузовой машине, как только ты услышишь в слове звук Р, хлопни, пожалуйста, в ладоши.
Грузовик огромный, труженик большой.
Грузы многотонные возит день-деньской.
Кирпичи - на стройку, трубы - на завод.
В детский сад игрушки грузовик везет.
5. Итоги занятия.
- Где мы сегодня были?
- Что мы строили? Для кого? (Ответы полными предложениями).
- Назови три слова со звуком С; со звуком Ш; со звуком Р.
- Ты -молодец, справилась со всеми заданиями, я горжусь тобой.