Урок русского языка в 5 классе «Фонетика - раздел науки о языке. Фонетическая транскрипция»
Технологическая карта урока "Фонетка - раздел науки о языке. Фонетическая транскрипция"
Фамилия Имя Отчество | Дятлова Людмила Сергеевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок систематизации знаний |
Цели урока: | 1.Обучающие: - формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки отличать буквы и звуки в устной речи; передавать звуковой состав речи графически - составлять фонетическую транскрипцию слов; - формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное и грамотное применение орфоэпических норм; 2.Развивающие: - обеспечить развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; - научить развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации; - развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации; - развивать креативные способности обучающихся; 3.Воспитывающие: - формировать отношение к языку как к основному средству общения; - прививать интерес к изучению русского языка; - формировать умение применять знания, полученные на уроке; - стимулировать к работе в команде с целью создания коллективного творческого продукта. |
Планируемые результаты: | Обучающиеся научатся: - систематизировать знания о буквах и звуках; - применять устные знания о звуках для графического (письменного) изображения слов в виде фонетической транскрипции; Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать знания по темам «Фонетика» и «Орфоэпия» в практической деятельности; - грамотно применять орфоэпические нормы русского языка; - составлять и читать фонетическую транскрипцию слов. |
Понятия: | Фонетика, орфоэпия, ударение, буква, звук, транскрипция, смягчение, гласность, согласность, парность, твердость, мягкость, глухость, звонкость. |
Методы обучения: | Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный |
Технологии: | 1.Технология развития критического мышления; 2.Здоровьесберегающая технология; 3.Проблемная технология. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Эпиграф к уроку | «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…» Н.В. Гоголь |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный (2 м) | Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе. | Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний (6 м) | Систематизация ранее пройденного материала: | Отвечают на вопросы. |
3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (3 м) | Учитель пишет на доске в столбик слова «белки», «гвоздики», «духи», «хлопок», «пропасть». Предлагает учащимся произнести слова вслух и проанализировать произношение, указать отличия. Моделирование проблемной ситуации: «Так как же нам понять, какие слова перед нами, в письменной речи? Есть ли способ записать слова так, чтоб их значение было понятным?» - научиться составлять фонетическую транскрипцию слов; | Читают слова вслух, делают вывод о значении ударения. Решают проблемную ситуацию. Отвечают, что в письменной речи такие слова отличает постановка ударения. И изобразить это можно при помощи транскрипции. |
4. Составление стратегии по достижению учебных целей и переход к первичной практической работе (10 м) | Предлагает ученикам записать слова, записанные на доске («белки», «гвоздики», «духи», «хлопок», «пропасть»), в тетрадь и составить к каждому слову два варианта фонетической транскрипции. В качестве образца проговаривается и записывается первое слово в двух вариантах. После того, как работа закончена, четверо детей по очереди выходят к доске и записывают результат. Учитель проверяет правильность выполнения работ затем проговаривает написанные транскрипции для устного закрепления | Работают со словами в тетрадях. |
5.Физкультминутка (2 м) | Проводит физкультминутку: Зачитывает слова. Если слово начинается на согласный звук, ученики должны отреагировать 3-мя хлопками, если на гласный – поднять руки вверх. | Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают. |
6.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (14 м) | Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: к предложенным словам составить фонетическую транскрипцию. По истечении 6 минут предлагает детям закончить работу и поменяться карточками с соседом по парте для взаимопроверки. Пишет на доске правильный вариант транскрипции слов для сверки. Слова на карточках: ученик, ярмарка, знания, водопад, столица. | Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно, после чего меняются карточками с соседом по парте, проверяют работы друг друга, сверяясь с доской |
7.Домашнее задание (2 м) | Объясняет домашнее задание и способ его выполнения (на обороте раздаточных карточек записаны слова, которые необходимо записать в виде фонетической транскрипции). | Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник. |
8.Рефлексия + Подведение итогов урока (5 м) | Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися): - Сегодня я узнал(а) …………… - Мне понравилось / не понравилось ……………. - У меня получилось / не получилось …………. | Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока. |