12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Сергеевна402
Молодой учитель. Учитель первой категории. Классный руководитель.
Россия, Крым респ., Севастополь

Технологическая карта урока "Фонетка - раздел науки о языке. Фонетическая транскрипция" 

Фамилия Имя Отчество

Дятлова Людмила Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок систематизации знаний

Цели урока:

1.Обучающие:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки отличать буквы и звуки в устной речи; передавать звуковой состав речи графически - составлять фонетическую транскрипцию слов;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное и грамотное применение орфоэпических норм;
- продемонстрировать варианты практического применения полученных устных знаний;

2.Развивающие:

- обеспечить развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- научить развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся;

3.Воспитывающие:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- прививать интерес к изучению русского языка;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке;

- стимулировать к работе в команде с целью создания коллективного творческого продукта.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

- систематизировать знания о буквах и звуках;

- применять устные знания о звуках для графического (письменного) изображения слов в виде фонетической транскрипции;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания по темам «Фонетика» и «Орфоэпия» в практической деятельности;

- грамотно применять орфоэпические нормы русского языка;

- составлять и читать фонетическую транскрипцию слов.

Понятия:

Фонетика, орфоэпия, ударение, буква, звук, транскрипция, смягчение, гласность, согласность, парность, твердость, мягкость, глухость, звонкость.

Методы обучения:

Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный

Технологии:

1.Технология развития критического мышления;

2.Здоровьесберегающая технология;

3.Проблемная технология.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Эпиграф к уроку

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…» Н.В. Гоголь

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

(2 м)

Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

2.Актуализация знаний (6 м)

Систематизация ранее пройденного материала:
- что изучает фонетика?
(звуки)
- что изучает орфоэпия?
(правильное произношение)
- на какие 2 группы делятся звуки?
(гласные и согласные)
- какими признаками обладают гласные звуки?
(ударн./безудар.);
- какими признаками обладают согласные звуки?
(мягкость/ твердость, глухость/звонкость, парность/непарность);
- назвать только мягкие и только твердые звуки
(й,ч,щ / ц,ж,ш);
- назвать буквы, не передающие звуков
(ь, ъ);
- как передается мягкость звука на письме без Ь?
(апостроф)
- назвать буквы, передающие в особых случаях 2 звука, назвать особые случаи
(я,ю,е,ё – в начале слова, после гласной, ь, ъ)

Отвечают на вопросы.







3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (3 м)

Учитель пишет на доске в столбик слова «белки», «гвоздики», «духи», «хлопок», «пропасть». Предлагает учащимся произнести слова вслух и проанализировать произношение, указать отличия. Моделирование проблемной ситуации: «Так как же нам понять, какие слова перед нами, в письменной речи? Есть ли способ записать слова так, чтоб их значение было понятным?»
Помощь учащимся в формулировании целей урока:

- научиться составлять фонетическую транскрипцию слов;
- научиться читать фонетическую транскрипцию слов.
Помогает учащимся в формулировании темы урока «Фонетическая транскрипция», записывает на доске

Читают слова вслух, делают вывод о значении ударения. Решают проблемную ситуацию. Отвечают, что в письменной речи такие слова отличает постановка ударения. И изобразить это можно при помощи транскрипции.
Формулируют цели урока (устно). Формулируют тему урока, записывают в тетради

4. Составление стратегии по достижению учебных целей и переход к первичной практической работе (10 м)

Предлагает ученикам записать слова, записанные на доске («белки», «гвоздики», «духи», «хлопок», «пропасть»), в тетрадь и составить к каждому слову два варианта фонетической транскрипции. В качестве образца проговаривается и записывается первое слово в двух вариантах. После того, как работа закончена, четверо детей по очереди выходят к доске и записывают результат.

Учитель проверяет правильность выполнения работ затем проговаривает написанные транскрипции для устного закрепления

Работают со словами в тетрадях.




Четверо работают у доски, остальные сверяются с доской, делают исправления, если нужно.

5.Физкультминутка (2 м)

Проводит физкультминутку:

Зачитывает слова. Если слово начинается на согласный звук, ученики должны отреагировать 3-мя хлопками, если на гласный – поднять руки вверх.
Город, окружение, библиотека, уборка, читатель, обложка, кинотеатр, арбуз (слова могут быть любыми)

Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают.

6.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (14 м)

Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: к предложенным словам составить фонетическую транскрипцию. По истечении 6 минут предлагает детям закончить работу и поменяться карточками с соседом по парте для взаимопроверки. Пишет на доске правильный вариант транскрипции слов для сверки. Слова на карточках: ученик, ярмарка, знания, водопад, столица.

Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно, после чего меняются карточками с соседом по парте, проверяют работы друг друга, сверяясь с доской


7.Домашнее задание (2 м)

Объясняет домашнее задание и способ его выполнения (на обороте раздаточных карточек записаны слова, которые необходимо записать в виде фонетической транскрипции).

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник.

8.Рефлексия + Подведение итогов урока (5 м)

Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися):

- Сегодня я узнал(а) ……………

- Мне понравилось / не понравилось …………….

- У меня получилось / не получилось ………….
Подведение итогов урока, выставление оценок.

Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.