12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смолина Марина Николаевна519
Россия, Иркутская обл., г. Саянск
6

Формы и методы безотметочной системы оценивания в первом классе в рамках реализации ФГОС нового поколения

Формы и методы безотметочной системы оценивания в первом классе в рамках реализации ФГОС нового поколения


Смолина Марина Николаевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»

города Зимы Иркутской области


Проблема оценивания знаний и стремления учащегося к знаниям, обучающихся начального звена, всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда перемены охватили образование в связи с введением ФГОС второго поколения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классов осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

Исключена система бального (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. С рекомендациями по безотметочному обучению можно познакомиться в письме МО и Н РФ от 3.06.2003г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях без отметочного обучения».

В первом классе оценка не ставится. Чем же это объясняется?

Во-первых, первоклассник еще не понимает значения отметки как способа оценки его деятельности, поэтому часто принимает ее отношение учителя к себе, а не результат своего учебного труда.

Во-вторых, темп учебы первоклассников очень разный (их стартовые возможности различные), эффект проявляется в разное время. Поэтому учитель фактически оценивает у одних школьников уже сформированные знания-умения, а других – процесс их формирования.

В-третьих, (и это особенно важно), отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение школьника к учению. Итак, будем помнить, что доверие ребенка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не «поймать и наказать», становится условием успешности всей жизни первоклассника в школе.

Главной задачей начальной школы, на наш взгляд, является оформление и укрепление заинтересованного, произвольного желания учиться. Не секрет, что желание учиться теряется уже в первом классе, что в школе часто нет места для детских вопросов, инициатив. Возникающее отчуждение к учебной деятельности у первоклассника тормозит и не позволяет формироваться детской воле к овладению учебными навыками (без давления со стороны взрослых). В педагогике эта проблема обозначается как формирование мотивации к учебной деятельности.

Чтобы избежать отчужденного отношения к учению у первоклассников необходимо в процессе обучения выстроить переход от игровой к учебной реальности, т.е. представить его как особый период формирования учебного поведения.

Начиная работать в 1 классе, я всегда задаю себе ряд вопросов: «Как заинтересовать? Как увлечь семилеток? Как научить их учиться?» «Как повысить уровень мотивации к обучению?» Считаю, что в 1 классе нужна только положительная оценка. В своей работе использую различные поощрения по направлениям, в которых ученики сами себя оценивают - поведение, порядок на рабочем месте, активность на уроке, своевременное выполнение поручений и заданий, прилежание, целеустремленность. А в качестве поощрения дети получают при подведении итогов работы, урока миниатюрные контурные картинки с различными изображениями мультипликационных героев, цветочков, бабочек, рыбок, домиков, кукол, машинок. У многих ребят повышается активность, ответственность, возрастает активность на уроках, стремление быть хорошим учеником и, помощником учителю и одноклассникам. Обучающиеся, отмеченные по результатам работы такое поощрение, в свободное время выполняют разукрашивание картинок, группируют их по тематике и оформляют в виде творческих работ, выполненных в разных техниках (аппликация, аппликация с элементами рисования). В результате получаются интересные работы различной тематики: «Моё озеро», «Аквариум», «В отделе игрушек», «Моя улица», «В лес за грибами», «Ягодная полянка», «Новогодняя ёлка», «Букет для мамы». Родители заинтересованы, у детей радость. Ребята приносят работы в класс и оставляют их на выставке. Необходимо отметить важность вывешивания детских работ. Вывешивание детских работ придает детской работе новый статус – значимость в классе. Обсуждение детьми вывешенных работ позволяет выделить существенное, интересное, ценное в каждой работе. Важно придумывать такие виды работ, к которым при завершении дети могут возвращаться, когда результаты работы зафиксированы и вывешены. Сначала вывешиваются все детские работы, не оценивая их, только обращая внимание детей на вывешенные работы. Дети, поняв значимость этого места, стали просить вывесить их работы, которые они считали нужными. Потом дети стали вывешивать работы, которые они делали не только в классе, но и дома. Это стало создавать атмосферу, когда дети видели веер разных работ и начинали пробовать выполнять ту или другую работу (Например, говорили, что хотят сделать такую же работу как Полина). Учителем подчеркивается значимость представленной работы. Можно выставлять работы по математике, русскому языку, каллиграфии, труду, рисованию, детские тексты на свободную тему. При этом важно учитывать желание самого ученика об участии в выставке. Таким образом, в 1-м классе для ребенка должны выделяться формы и типы работ, которые ему интересны и за которые он отвечает, т.е. оцениваются. Начинают формироваться критерии оценивания выполненных работ.

Сегодня абсолютно ясно, что необходима роль положительной словесной оценки. Это относится как анализу результата труда школьников, так и оценке его процесса. Хотелось бы отметить особую важность оптимистической направленности оценочной деятельности в первый период обучения. Нужно уметь находить достоинства выполненной работы даже в том случае, если они не велики, не бросаются в глаза. Задача учителя – найти крупицу положительного в деятельности ученика, и на этом строить свою оценку. Чтобы избежать отчужденного отношения к учению у первоклассников необходимо, выстроить переход от игровой к учебной реальности, т.е. представить его как особый период формирования учебного поведения.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Позволяет это выяснить такое упражнение, как

«Барометр настроения» 

Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор.

У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи».

Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

Оценочная самостоятельностьсамостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения. В дальнейшей работе дети самостоятельно оценивают проверенную учителем классную работу, в которой указываются ошибки, небрежное написание букв или слов (подчёркиванием). Ученик, просматривая работу, оценивает качество выполненной работы и отражает на «волшебной линеечке», указывая уровень точкой зеленого цвета (высокий, средний, выше среднего, ниже среднего, низкий). При повторной проверке тетради учитель проверяет степень адекватности самостоятельного оценивания обучающимся, и на полях тетради ставит значок: «+» - учитель согласен с оценкой обучающего, «-» - учитель не согласен с оценочной самостоятельностью. При этом постоянно ведется индивидуальное консультирование обучающихся при неадекватном оценивании (завышение или занижение в самостоятельном оценивании). В результате дети быстро понимают процесс оценочной самостоятельности и справедливо оценивают свои достижения.

На родительских собраниях нужно познакомить родителей обучающихся с особенностями оценивания первоклассников, привести аргументы по данной системе оценивания, называть преимущества. Ведь многие родители отправляют своего ребёнка – первоклассника в школу со словами: «Учись на пять!» и заранее программируют, что «3» и «2» это очень плохо. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации. По желанию родителей может оценить успеваемость каждого ученика в балльной системе на основании текущих проверочных работ.

Всё вышеперечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.