Статья на тему «Формы и методы работы с учебником»
Формы и методы работы с учебником
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.
За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:
- уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
- сравнивать изучаемые явления;
- делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
- составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
- делать анализ содержания рисунков;
- составлять словарь по теме;
- самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
- составлять план по тексту учебника;
- уметь составлять задачи, используя текст учебника;
- писать конспекты, сочинения;
- выполнять опыты, описанные в учебнике.
Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:
Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.
8. В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.
Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.
Рис. 1 Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником
Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:
1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.
Вывод:
Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.
Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.
Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида
Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида должно проводиться систематически.
Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.
Структуры учебников в коррекционных классах различны. В начальной школе учащиеся из учебника используют только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника.
Начинается работа с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение.
Именно в коррекционном классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:
работа с учебником после объяснения нового материала;
чтение текста учителем с выделением главных мыслей;
чтение текста учителем и составление плана прочитанного;
составление учителем образца ответа по составленному плану;
ответ учащихся по составленному плану;
чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
чтение учащимися текста и самостоятельное или с помощью учителя составление плана прочитанного.
Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися коррекционной школы. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику совместно с учителем или родителями. Для того чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаются аналогичные тем, которые разобрали в тексте пункта.
Поисково-репродуктивная работа с учебником в коррекционной школе VIII вида
Многолетняя работа в школе VIII вида показывает, что многие ученики с нарушениями в развитии не умеют работать с учебником. Поэтому формирование необходимых навыков приходится начинать с первых уроков. В дальнейшем эта работа проводится систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям учеников коррекционной школы.
Наиболее простой формой работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.
Вопросы при этом могут быть следующими.
Что из прочитанного вам уже известно?
Что нового вы узнали?
Как выделены в тексте новые понятия?
Ответы на эти вопросы помогают научить учеников коррекционной школы ориентироваться в тексте.
Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:
способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
формирует умение отвечать кратко и четко;
облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы VIII вида с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);
при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.
Вопросы к параграфу могут быть сформулированы и самим учителем. В этом случае они должны предусматривать:
Кроме устной работы в школах VIII вида над новыми терминами можно проводить также и письменную работу. Для этого имеется несколько вариантов:
выписать новые термины и их определения.
Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
записать терминологический текст (составленный учителем),
вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
заполнить таблицу.
Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем – также весьма важная форма работы.
Работа над схемами складывается из нескольких этапов.
1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам школы VIII вида, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.
2. Ученики школы VIII вида учатся объяснять материал по готовой схеме.
3. Ученикам школы VIII вида предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.
4. Ученикам с умственной отсталостью поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.
В старших классах следует объяснять, каким образом, используя эти приемы, можно готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать большой объем информации.
Наиболее простые примеры схем имеются почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих тетрадях на печатной основе. Также можно пользоваться схемами из сборников (в таблицах и схемах) или составлять их самостоятельно.
Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы:
составление схем под руководством учителя;
заполнение немых схем учениками школы VIII вида самостоятельно;
объяснение учителя по готовой схеме;
озвучивание готовых схем учениками школы VIII вида;
заполнение и озвучивание схем учениками школы VIII вида.
Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики с умственной отсталостью лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У учеников школы VIII вида появляется возможность получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе.
К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана В.Ф. Шаталовым. Важно то, что если использовать всю систему нет возможности, то даже применение ее отдельных элементов позволяет при творческом подходе получать хорошие результаты.
Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка, как общеобразовательных школ, так и для школ VIII вида.
Как составить конспект. Конспект – краткое изложение материала. Для этого необходимо:
1. составить план прочитанного текста;
2. разъяснить и дополнить каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно;
3. сопоставь разные точки зрения, сделать вывод.
Если ученики школы VIII вида испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспектов, то первоначально такую работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.
Тексты школьных учебников удобны относительной краткостью, что позволяет отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет при работе с большими объемами дополнительной литературы.