Статья «Формы и методы работы с родителями в контексте инклюзивной культуры»

1
0
Материал опубликован 27 March 2016

(СЛАЙД 1) Тема: «Формы и методы работы с родителями в контексте инклюзивной культуры»

Хохуля Марина Викторовна –

педагог-психолог МКОУ КСШ № 1

(СЛАЙД 2) Четвертый год наша школа принимает участие в проекте «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве». На сегодняшний день в школе обучается 571 учащийся из них 27 - имеют статус «ребенка с ОВЗ», это 23 семьи (8- многодетные, 3- приемные, 7 – малообеспеченные семьи).

Большинство родителей учащихся школы имеют высшее образования, материально обеспечены, успешны, имеют высокие социальные статусы, поэтому появление «особых детей» и включение их в образовательный процесс не всегда понималось и принималось родительской общественностью. Учитывая данный факт при переходе к инклюзивному образованию, достаточно важным, на наш взгляд, было организовать работу не только с детьми и педагогическим коллективом, но и с родителями, причем с родителями детей обеих категорий – здоровых и с особыми образовательными потребностями.

(СЛАЙД 3) Основной целью работы является оказание содействия в понимании принятии родителями инклюзивной культуры.

Наиболее приоритетными принципами для нас стали:

Принцип сотрудничества

Непрерывность сопровождения

Комплексный подход сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.

(СЛАЙД 4) В школе создано методическое объединение «Инклюзивного образования», в которое входят специалисты и педагоги, работающие с детьми ОВЗ.

Начать работу, было решено с информирования родителей о том, что такое инклюзивное образование, его основные принципы, преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья.

(СЛАЙД 5) Родительские собрания в форме тренингов, круглых столов, демонстрации и обсуждения видеофильмов соответствующей тематики проводились специалистами школы совместно с классными руководителями. Благодаря выбранным формам работы, нам удалось не просто донести до родителей нужную информацию, но и выслушать и проанализировать их мнение по данному вопросу. Мнения родителей были не однозначными: многие поддерживали идею инклюзивного образования, понимая его значимость для детей с ОВЗ, многие же высказывали опасения в том, что развитие здоровых детей может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки, беспокоились родители и об успеваемости детей обеих категорий.

Понимали мы и то, что семьи, где растет ребенок с ОВЗ, стараются сузить круг своего общения, избегают новых знакомств, тем самым ограничивая социальную среду ребенка семейным кругом, что в свою очередь отрицательно сказывается на его социализации. Семье и ребенку с ограниченными возможностями свойственны наличие тревожности, неуверенности в себе, часто родители испытывают чувство вины и смотрят на свою проблему как на свой «крест», а не как на особое предназначение. В связи с этим возникла острая необходимость в комплексном сопровождении данных семей, которое не ограничивалось работой ППМС-службы образовательного учреждения – началось простраивание и налаживание межведомственного взаимодействия школы с различными службами района. (СЛАЙД 6) А именно: «Каргатская ЦРБ», Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН), Отдел опеки и попечительства, Подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН).

Такое сотрудничество позволило достичь определенных результатов: так на внутришкольном учете в связи с злоупотреблением спиртными напитками находилось 3 семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, благодаря работе социальных педагогов совместно с межведомственными структурами удалось изменить ситуацию в этих семьях в лучшую сторону.

Ежегодно семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды отдыхают и получили квалифицированную медицинскую помощь в санаториях НСО.

(СЛАЙД 7) С целью повышения правовой грамотности родителей проводятся мероприятие в форме «круглого стола» с привлечением специалистов всех структур, работающих в данном направлении. Построенная таким образом работа, дает возможность родителям не только повысить свою правовую грамотность, но и встретиться друг с другом, обменяться опытом в воспитании детей, оказать друг другу поддержку. Именно на таких мероприятиях родители «особых детей» видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы.

Достаточно эффективной на наш взгляд является и такая форма работы с родителями, как совместные занятия (СЛАЙД 8) (специалист – ребенок- родитель). Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему.

(СЛАЙД 9) Не можем мы не сказать о том, что наша школа является единственным образовательным учреждением в Каргатском районе, где в течение нескольких лет работает «телефон доверия». Так в 2013-2014 учебном году 14% звонков касались проблем инклюзивного образования.

(ЩЕЛЧОК) Активно используем в своей работе с родителями обеих категорий детей консультирование (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные). Консультации для родителей проводят педагоги, специалисты и администрация школы.

В своей работе пришлось нам столкнуться с тем, что у родителей детей с ОВЗ закрепилось представление о неуспешности их ребенка во всем. В этой ситуации важным стало для нас помочь семье увидеть возможности «способности и таланты» ребенка. Оказалось, что талантов у ребят с ОВЗ много (СЛАЙД 10), они играют в КВН, поют, танцую, участвуют в конкурсах чтецов, занимаются спортом. На каждое мероприятие приглашаются родители, которые теперь не скрывают слез от гордости за своих детей.

В нашей школе ежегодно проходят совместные мероприятия для детей и родителей, способствующие установлению дружеских отношений между поколениями, налаживанию межличностных отношений.

Так традиционным стал ежегодный праздник «Золотой росток», праздник подведения итогов (проходит в мае). Цель, которого отметить каждого ребенка за успехи и старания в учебе, спорте, творчестве. (СЛАЙД 11) На праздник приглашаются ребята вместе с родителями, (СЛАЙД 12) где в торжественной обстановке получают награды и благодарственные письма

Помимо Золотого ростка в школе очень часто проводятся совместные праздники (СЛАЙД 13) для детей их родителей, бабушек и дедушек. Праздники проходят как в рамках одного класса, так и целой параллели, (СЛАЙД 14) в организации которых принимает участие не только классный руководитель, но и музыкальный работник, организатор и специалисты школы.

О том, на сколько эффективно построено взаимодействие службы ППМС-сопровождения школы с родителями свидетельствуют и результаты ежегодного мониторинга (СЛАЙД 15), проводимого Областным центром диагностики и консультирования: «родители детей с нормой и родители детей с ОВЗ поддерживают инклюзивное образование, относятся к нему положительно, но с определенными оговорками».

Это говорит о том, что еще не все цели достигнуты и не все задачи решены, мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы с родителями, детьми и педагогами (СЛАЙД 16).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.