«Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»

3
0
Материал опубликован 6 June в группе


Из опыта работы  Мельниковой Ксении Александровны
 «Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»
       Изменения в системе образования, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Общественные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетенции в различных сферах жизни. Сегодня актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ОВЗ: навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это в конечном итоге обеспечит развитие социальной компетенции, необходимой ребёнку для успешного вхождения в социум.       
Социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и нормы поведения, принятые в обществе.
Целевая установка социализации:
-приобщение ребёнка к основам культуры и цивилизации;
-адаптация к жизни в обществе;
-готовность участвовать в социальной деятельности.
       Социализация ребёнка – процесс длительный и сложный. С одной стороны, мы, педагоги, а также родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок , приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, нормы и правила поведения, смог жить в обществе. С другой стороны, на формирование личности ребёнка оказывают влияние  процессы, происходящие в окружающей жизни. 
       Для осуществления позитивной социализации детей с ОВЗ в своей практической работе я сделала акцент на создание таких педагогических условий, которые позволили мне реализовать поставленные цели и задачи.
       Одним из важнейших условий позитивной социализации детей с ОВЗ является установление эмоционально-личностных контактов педагога с ребёнком. Обязательно нахожу возможность познакомиться с ним и его родителями заранее, провести обзорную экскурсию по школе, дать ребёнку возможность выбрать себе понравившийся шкафчик, если же их остаётся мало, то предлагаю сама: «Смотри, вот эта розочка такая же красивая, как ты и она ждёт только тебя!»
       Налаживанию таких контактов мне помогают индивидуально-доверительные беседы «глаза в глаза» - «Расскажи о своей любимой игрушке», «Какие мультфильмы ты любишь», «Чем ты сегодня хочешь заниматься?» и т.д. Рассматривание семейных фотографий, личных мини-коллекций наклеек, игрушек из киндер-сюрпризов, браслетиков и т.д. Тактильные контакты «Обнимашки и целовашки», совместная продуктивная деятельность с ребёнком, создание индивидуальных художественных альбомов, пальчиковые, коммуникативные и другие игры. Я не только проявляю искренний интерес к делам ребёнка, но и настраиваю его на позитивное сотрудничество в течение всего дня. Всё это эффективные способы индивидуализации общения педагога и персонализации внимания к ребёнку. 
        Взаимодействие  учителя с семьями обучающихся  также является важным условием для позитивной социализации. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития ребёнка могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Основополагающим моментом сотрудничества педагога и родителей является анализ информации о социально-демографической ситуации в семье. Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников начинается с поиска и установления контактов, изучение семьи через анкетирование, опрос, посещение на дому, составление социального паспорта группы. Чтобы ребёнок был успешен, ему важно знать, что самые близкие ему люди любят его, понимают, разделяют все его интересы.
Поэтому в настоящее время всё больший интерес вызывает такая форма работы, как проектная деятельность детей и родителей. Темы для таких проектов возникают исходя из образовательных задач воспитателя, запросов родителей, а также часто спонтанно, исходя из интереса конкретного ребёнка к данной теме. Работа над проектом способствует вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, сестёр, братьев и т.д) в сферу его интересов. Часто такие проекты родители оформляют в виде презентаций с использованием ИКТ. В этом учебном году в нашем классе дети уже представили свои проект «Дружная семья».     
В предпраздничные дни доброй традицией в нашем классе стало проведение выставок совместного творчества «Осенняя фантазия» и т.д. Проведение таких выставок стало стимулом развития эстетических чувств воспитанников.
Важным звеном в системе сотрудничества семьи и школы является приобщение родителей к непосредственному участию в мероприятиях.  100% посещаемость родителями таких мероприятий, их активное участие в играх, конкурсах, подготовке к праздникам способствует позитивной социализации детей.
       
     Развивающее взаимодействие с детьми происходит в различных формах. Это -  организованная образовательная деятельность на занятиях  и в режимных моментах в рамках программы по пяти образовательным 
областям.
Из современных форм  ввела в свою работу художественные и исследовательские культурные практики, часто применяю метод экспериментирования.                                                                                                                                   В своей работе использую специальные приёмы, повышающие познавательную активность.
  Анализ - процесс расчленения целого на части и установление связи между ними, и синтез – процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из мыслительных операций при обучении детей грамоте «Составь слово переставив буквы – раш-шар», «Исправь ошибку в предложении – зимой в саду расцвели яблони», «Закончи слово с определённым окончанием» и многие другие.
 Сравнение, т. е. мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Классификация, т.е. распределение предметов по группам на основании общих признаков. 
Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определённой системы «Что сначала, что потом?», «Что не так?» и т.д. Умозаключения, когда ребёнок при помощи одного или нескольких суждений о предмете или явлении, на основе определённого вывода, получает заключение.
        Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий позитивной социализации ребёнка, именно в игре происходит социальное взаимодействие детей, через игру решаются многие речевые и познавательные задачи. Выбор той или иной формы зависит как от уровня ребёнка, так и от задач, содержания коррекционной работы.
        Для того, чтобы игровая деятельность детей с ОВЗ, достигла такого развития, при котором её можно использовать в качестве одного из ведущих средств коррекционной работы мною были поставлены следующие задачи:
Формировать мотивацию к игровой деятельности (проблемно-поисковые ситуации, в которых нужно сделать нравственный выбор, просмотр кино и мультфильмов, чтение и прослушивание художественных произведений в целях ознакомления с социальными явлениями).
Совершенствовать представления детей о социальных явлениях в процессе целенаправленного обучения (экскурсии и наблюдения, игры-беседы, игры-занятия, совместные игры педагога и детей и т.д.)
Формировать элементарные игровые умения (предложить тему игры, придумать сюжет, согласовать действия с партнёрами и т.д.)
Формировать адекватные межличностные отношения детей в процессе совместной деятельности (самостоятельные игры детей в свободное время).                                                                                               Формирование игровой деятельности происходит в разных формах групповой, подгрупповой, парной, индивидуальной.
       Учитывая многообразие игр и особенности детей с ОВЗ , я в своей работе прежде всего ориентируюсь на развитие речевого творчества. В игре-фантазировании использую приём «Как будто…», «Как будто мы плыли на корабле и встретились с пиратами…», «А давайте, как будто лиса не съела колобка…», для вхождения в сказочный образ приём «Повертелись, покружились и в кого-то превратились». Даже занимаясь с детьми другими делами часто косвенно принимаю в игре участие. Выступаю в роли сестры, тёти, бабушки с которой ведут ролевой диалог по телефону, оставляют у меня своих «детей» пока они сходят в магазин , в роли вредного клиента кафе, парикмахерской и т.д. 
        Доказано, что дети с ОВЗ тратят больше времени на выполнение и усвоение операций в предметно-практической деятельности, поэтому не менее важным является использование приёмов повторения, припоминания, деления операции на части, обращение к каждодневному опыту детей, активизация имеющихся у них представлений. Также использую в своей работе приёмы, направленные на повышение эмоциональной активности 
детей (диалог с персонажем, получение посылки, психогимнастика «Представь себе», «Облако настроения», «Зеркало» и т.д.),   такие приёмы настраивают каждого ребёнка на социальное познание, обостряют желание разгадать какой-то секрет, кому-то оказать помощь, рассказывание сказок, театрализованная деятельность.
        И, наконец, последнее важнейшее условие для позитивной социализации, о котором я бы хотела сказать, это взаимодействие всех педагогов школы в работе с детьми. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физинструктора представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции. Взаимодействие специалистов отражается в таких формах работы, как:
-проведение и обсуждение результатов диагностики;
-по результатам диагностики создание единого образовательного маршрута для ребёнка;
-коррекционно-развивающая образовательная деятельность;
-интегрированные занятия с детьми;
-совместные мероприятия с родителями (родительские собрания, праздники, развлечения и творческие отчёты.
       Результатом  нашей работы по позитивной социализации детей, является успешная динамика развития детей , отсутствие в группе непринятых детей, высокий уровень посещаемости. При поступлении в школу дети по результатам педагогической диагностики показывают свойственный своему возрасту уровень  общей культуры личности, у детей развиты такие качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, что позволяет им успешно обучаться в школе. 
       Позитивная социализация  возможна только при комплексном подходе, учёте всех факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка, как результат совместных усилий педагогов и семьи.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей