Статья «Формы и приёмы обучения математике для детей с ограниченными возможностями здоровья»

4
0
Материал опубликован 9 March 2020 в группе

Формы и приемы обучения математике для детей с ограниченными возможностями здоровья

Первоочередной задачей социальной политики Российской Федерации является модернизация образования, повышение доступности образования и качества для всех категорий обучающихся. Именно поэтому особое внимание уделяется созданию равных возможностей для получения образования обучающимися с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Для организации полноценной работы по инклюзивному образованию детей необходимо соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип индивидуализации обучения. Он предполагает выбор средств и методов обучения, учитывающих индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. На основе диагностик функционального состояния необходимо выработать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и разработать индивидуальные программы развития.
  2. Принцип поддержки самостоятельности ребенка. Одно из условий успешности образования - это формирование условий для самостоятельной активности детей.  При реализации данного принципа возможно предотвратить появление феномена “беспомощности”, то есть ситуации, когда ребенок, не прилагая собственных усилий для улучшения своего состояния, ожидает инициативы с внешней стороны.
  3. Принцип активного включения в процесс обучения и воспитания всех его участников (детей, родителей, законных представителей, специалистов-логопед, психолог, социальный педагог). Реализация данного принципа позволит достигнуть плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
  4. Принцип междисциплинарности.  Данный принцип подразумевает проведение комплексных диагностических работ для определения средств и методов воспитания и обучения. По итогам диагностических работ можно проводить корректировку индивидуальных планов работы с детьми ОВЗ.
  5. Принцип вариативности.  Данный принцип предполагает наличие развивающих и дидактических пособий, барьерной среды, вариативной методической базы образования и развития.
  6. Принцип взаимодействия с семьей. В соответствии с данным принципом со стороны педагогов необходимо установить доверительные партнерские отношения с родителями и внимательно относиться к их запросам.

При обучении детей с ОВЗ целесообразно использовать приемы мнемотехники- совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание необходимой информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (примеры использования приемов в приложении 1).

Детям с ОВЗ требуется большее количество времени для усвоения алгоритмов действий, обучающимся легче работать, когда образец действий находится перед глазами, поэтому целесообразно использовать карточки-подсказки, или задания с пошаговыми инструкциями (приложение 2).

В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо применять особые подходы, которые учитывают их индивидуальные возможности и образовательные потребности. Необходимо организовывать учебное сотрудничество и взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками. Грамотно организованное сотрудничество поможет включить обучающихся в рациональные виды деятельности. Это может быть работа в парах и минигруппах, совместная работа над проектами (приложение 3).

Правильная организация учебного сотрудничества и взаимодействия в процессе обучения позволяет оптимизировать проведение уроков математики, сделать их более продуктивными, а самое главное –  способствовать развитию обучающихся с ограниченными возможностями развития.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. //Управление начальной школой. –  2009. – № 2. С.4-9
  2. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
  3. Возняк И.В.  Образование детей с ОВЗ: современные подходы, проблемы и перспективы. Научная электронная библиотека «киберленинка» Начало формы
  4. Ситаров В.А. Формирование образовательных компетенций детей с ограниченными возможностями развития Проблемы педагогики и психологии №2.2010

Приложение 1.

Изучение темы «Умножение одночлена на многочлен».

Детям с ОВЗ трудно самостоятельно открыть правило умножения одночлена на многочлен и достаточно трудно его запомнить. Для того что бы облегчить процесс запоминания, можно провести следующую аналогию: мама прилетела к гнезду, и она кормит каждого своего птенца поочередно.

При дальнейшем изучении темы «Умножения многочлена на многочлен» обучающий по аналогии может самостоятельно открыть правило. Аналогия будет следующей: мама и папа прилетели к гнезду, сначала мама покормила всех птенцов, затем папа покормил всех птенцов. В данном случает дети с помощью образования ассоциативных связей не только запоминают материал, но и самостоятельно открывают для себя новые знания несмотря на то, что правило формулируется ими на «детском» языке.

Изучение темы «Уравнения».

В данной теме обучающиеся встречаются с правилом - при переносе слагаемого в другую часть уравнения, знак слагаемого меняется на противоположный. Для данного правила можно продемонстрировать аналогию с походом в гости. «Когда мы идем в гости - мы переодеваемся (мы не ходим в гости в пижаме или в домашнем халате)».

При изучении темы «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», после формулировки правила целесообразно записать схему: +=△+○

Детям с ОВЗ легче работать, когда образец действий находится у них перед глазами.  Схема может находится перед глазами ребенка пока он не научится самостоятельно без подсказки действовать по правилу. Далее, при изучении темы «Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», обучающийся в силах самостоятельно составить схему действий. При изучении тем «Умножение и деление дробей» составляются аналогичные схемы.

Приложение 2.

Задания на карточках (установление соответствий, связей и т.п.).

    №1.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Подпиши название углов

№2. Установите соответствия:

  • Определение трапеции.
  • Определение квадрата.
  • Определение прямоугольника.
  • Определение параллелограмма.
  • Определение ромба.
  1. Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет.
  2. Четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
  3. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  4. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
  5. Параллелограмм, у которого все углы прямые.

 А

Б

В

Г

Д






Тема «Вычисление значений выражений». Обучающемуся необходимо прочитать правило, изучить разобранный пример и по аналогии заполнить третью колонку (записать пошаговое решение примера).

Правило

Примеры

(3m+4x)y, при m=3,

 x=,y=

(2а-3b)c, при a=0.25

b=29  c=- 37

1. Подставить вместо всех переменных их значения


2. Выполнить действия


Когда ребенок безошибочно начнет справляться с подобным заданием, второй столбик (где разбирается пошагово решение конкретного примера) можно исключить.

Тема «Решение неполных квадратных уравнений».

Правило

Примеры

Уравнение вида: ах2=0 (a¹0)

ах2=0 | : a

х2=0

х=0

Ответ: х=0

−6х2=0


Уравнение вида: ах2+bx=0 (a¹0)

ах2+bx=0

х(ax+b)=0

х=0        или      ax+b=0

                          ax=−b | : a

                         

Ответ: х=0;

2−2х=0


Приложение 3.

Примеры работы в парах:

1) При изучении темы «Равнобедренные треугольники», обучающимся необходимо выучить определение равнобедренного треугольника и его свойства.  Обучающимся можно предложить рассказать друг другу определение и свойства, на этапе первичного закрепления формулировки определения понятия и свойств. В случае, если обучающемуся очень трудно запомнить и повторить формулировку понятия, то он может прочить определение однокласснику.  Работая в паре, обучающиеся учатся слушать и слушать друг друга, формируются и развиваются умения четко выражать свои мысли.

2) Решение задачи по теме «Сумма углов треугольника». Обучающимся даётся задание решить задачу. При решении задачи, обучающиеся работаю вместе, более «сильный» ученик объясняет своему напарнику ход решения, которое они вместе записывают. Далее обучающийся с ОВЗ повторяет ход решения задачи своему однокласснику, с которым он работает в паре. В этом случает развивается коммуникативная компетенция обучающегося, а также расширяется его словарный запас.  Следующим этапом в развитии коммуникативной компетенции обучающихся может служить защита решения задачи перед классом. Обучающиеся вдвоем записываю решение на доске и параллельно его объясняют. Если обучающийся с ОВЗ не относится к стеснительным, не боится выступать перед публикой, то он может защитить решение задачи самостоятельно. При частом использовании подобной формы работы, у обучающихся с ОВЗ пропадает стеснение и скованность при ответах, они не боятся выступать перед одноклассниками.

Пример работы в минигруппах:

При изучении темы «Признаки равенства треугольников» класс делят на три группы. Каждая группа должна подготовить плакат, на котором будет записана формулировка одного из признаков равенства треугольников, чертежи и доказательство теоремы, а также представлена задача, демонстрирующая применение данного признака. Работая в группе, обучающийся с ОВЗ может помочь остальным оформить плакат, срисовать чертёж с учебника, записать формулировку теоремы.  Или как в предыдущем примере, помочь одноклассникам при защите проекта перед всем классом.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации