Проект организации внеурочной деятельности по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга успеха»

2
0
Материал опубликован 6 May 2019 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

 

ПРОЕКТ

организации внеурочной деятельности

по социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Радуга успеха»

Срок реализации: 2017-2019гг

 

 

Участник конкурса: Игнатьева Лариса Васильевна

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МКОУ Старощербаковской СОШ

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………..…..стр.3

1. Цели и задачи проекта………………………………………………..…..стр.4

2. Концептуальная основа проекта…………………………………….…...стр.5

3. Срок и этапы реализации проекта…………………………………….….стр.6

4. Содержание внеурочной деятельности………………………………...…стр.7

4.1. Основные принципы………………………………………………...…..стр.7

4.2. Основные направления внеурочной деятельности…………………....стр.7

5. Необходимые условия реализации проекта……………………………...стр.9

5.1. Материально-технические условия………………………………....….стр.9

5.2. Кадровое обеспечение…………………………………………...………стр.10

5.3. Информационно-методические условия……………………..……..….стр.11

6. Взаимодействие в рамках проекта…………………………….………….стр.11

7. Планируемые результаты…………………………………….……...……стр.12

8. Перспективы развития проекта…………………………………………...стр.14

9. Контроль за реализацией проекта…………………………………….…..стр.14

10. Критерии успешности проекта……………………………………..……стр.14

11. Список использованной литературы…………………………….………стр.15

Приложение 1 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ Старощербаковской СОШ.

Приложение 2 Организационная модель реализации внеурочной деятельности МКОУ Старощербаковской СОШ.

Приложение 3 Взаимодействие в рамках проекта «Радуга успеха».

Приложение 4 Результаты участия в конкурсах различного уровня.

Приложение 5 Анкета для обучающегося.

Приложение 6 Анкета для родителей обучающихся.

Приложение 7 Модель социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 8 Черты социализации обучающихся.

Приложение 9 Результат успешной социализации.

Пояснительная записка

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Актуальность проблемы послужило необходимости создания социально-педагогического проекта по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ЮНЕСКО о запрете дискриминации в сфере образования (1969г.).

Закон об образовании.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N29/1524-6.

«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 .

Приказ Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296

Приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 № 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области».

Распоряжения губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 № 329- р «О дополнительных мерах, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области», от 20.01.2010 №2-р «О дополнительных мерах поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Новосибирской области.

Устав МКОУ Старощербаковской СОШ;

Локальные нормативные акты школы;

Правила внутреннего распорядка;

Положение о внеурочной деятельности.

 

1. Цель и задачи проекта.

Цель: социальное становление личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

1. Создание нормативно-правовых, кадровых, программно-методических, материально-технических условий, необходимых для реализации проекта.

2. Внедрение новых методов, технологий обучения и воспитания, способствующих социализации обучающихся.

3. Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами с целью улучшения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

2. Концептуальная основа проекта.

Структура воспитательного процесса, направленного на реализацию данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Необходима системная работа по развитию обучающихся. 

Комплексность (взаимодополняемость).  Комплексный процесс, в котором развитие одной функции (например, познавательной) определяет и дополняет развитие других (творческих, физических). 

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.  Реализация проекта должна осуществляться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом состояния здоровья, факторов риска. 

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к обучающемуся в процессе внеурочной деятельности, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» отстающих функций. 

Постепенность и систематичность в освоении и формировании физических, духовно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. 

Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. 

Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. 

Таким образом, внедрение проекта «Радуга успеха» способствует превращению внеурочной деятельности в результативную социально-педагогическую, оздоровительную, духовно-творческую работу. 

 

3. Срок и этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на 3 года (2017-2019гг). Это оптимальный срок, позволяющий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья укрепить здоровье, максимально адаптироваться в обществе, подготовиться к полноценной жизни в социуме; творчески реализовать себя в мероприятиях, проектах, в рамках внеурочной, оздоровительной, социально-значимой и творческой деятельности.

Этапы проекта.

I. Подготовительный этап (май - сентябрь 2017г):

формирование рабочей группы по созданию проекта;

изучение теоретических аспектов и имеющегося практического опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; 

определение участников и социальных партнеров проекта; 

разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта;

планирование этапов проекта; 

корректирование и утверждение проекта. 

II. Практический этап (сентябрь 2017 г.- май 2019 г.): 

реализация проекта по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга успеха»;

обеспечение научно-методической, информационной поддержки проекта; 

участие обучающихся в творческих конкурсах различного уровня;

проведение промежуточного мониторинга эффективности деятельности проекта; 

развитие системы взаимодействия с социальными партнерами, муниципальными образовательными организациями. 

III. Обобщающий этап  (май 2019 г.- июнь 2019 г.): 

мониторинг эффективности реализации проекта "Радуга успеха"; 

анализ полученных результатов мониторингов; 

распространение и обобщение полученного опыта работы на различных уровнях. 

4. Содержание внеурочной деятельности.

4.1. Основные принципы

Проект построен на следующих принципах:

Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку).

Принцип комплексного решения проблем обучающихся.

Принцип деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника проекта, личная заинтересованность в его реализации).

Принцип постепенности в осуществлении коррекционно-развивающей работы (плавный переход от простых умений к более сложным).

Принцип максимального разнообразия материала.

Принцип социально-адаптирующей направленности образования и воспитания (формирование различных структур социальной компетентности и психологической подготовленности к жизни в окружающей социокультурной среде).

Принцип расширения социального пространства.

 

4.2. Основные направления внеурочной деятельности.

Основными направлениями внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования являются: общекультурное, духовно-нравственное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное), общеинтеллектуальное.

С целью качественного содержания программ организация внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляется по следующим направлениям:

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование интеллектуальных умений у обучающихся. В рамках данного направления планируется разработать следующие программы: «Всезнайка», «Хочу все знать», «Создаем проект».

Формы деятельности: библиотечные уроки, викторины, интеллектуальные турниры, проектная деятельность и т.д.

Социальное направление предполагает развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками, приобщение к ценностям гражданственности, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. В данном направлении будут представлены программы: «Мир, в котором я живу», «Я - исследователь», «Моя большая и малая Родина», «Будь успешным», «Все профессии важны», «Экологический десант».

Формы деятельности: самоуправление, встречи с интересными людьми, экскурсии, проведение субботников, выставки рисунков, концерты, тематические беседы, просмотр фильмов, встречи с ветеранами ВОВ и т.д.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает воспитание у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ценностей здорового образа жизни, внимательного отношения к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: «Здоровым быть здорово», «Путешествие в страну здоровья», «Спортивные игры», «Я - турист» и другие.

Формы деятельности: занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, соревнования, эстафеты, игры, беседы и т.д.

Общекультурное направление предполагает развитие умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умение строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Реализация посредством программ: «Книга этикета», «Культура общения», «Островок творчества», «Музыкальная шкатулка» и другие.

Формы деятельности: концерты, творческие мастерские, выставки, практические занятия и т.д.

Внеурочная деятельность должна носить оздоровительный и здоровьесберегающий характер, что является важным фактором социально-успешной личности.

 

5. Необходимые условия реализации проекта.

5.1. Материально-технические условия.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, спортивным залом со спортивным инвентарем, тренажерный класс, учебные кабинеты с мультимедиа аппаратурой, компьютерный класс, кабинет музыки с музыкальной техникой, имеется библиотека, спортивная площадка, кабинеты технологии (домоводство и мастерская), столовая, школьный огород, кабинет педагога-психолога.

В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности планируется использовать возможности летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МКОУ Старощербаковской СОШ «Островок здоровья» (с 08.06.2017-04.07.2017гг.). Данная программа стала победителем (диплом I степени) Всероссийской национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация общего среднего образования реализующая здоровьесберегающие проекты и программы» «Здоровьесберегающие технологии».

 

 

5.2. Кадровое обеспечение

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно -координационная

Координирует деятельность всех участников проекта, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг, вырабатывает рекомендации на основании результатов.

Директор школы, заместитель директора по УВР, педагог-организатор.

Методическая

Оказание методической помощи педагогам, проведение семинаров и совещаний, распространение опыта.

Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, социальные партнеры.

Педагогические работники школы

Изучают документы, используют новые методы и технологии в работе, организуют деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, обеспечивают взаимодействие с родителями.

Педагоги, классные руководители, библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, руководитель школьного музея.

 

5.3. Информационно-методические условия.

Формируется банк дополнительных образовательных программ; план и сценарии досуговых мероприятий, мастер-классов;

Ведется методическое сопровождение воспитательного процесса.

Имеются методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок, справочная литература.

 

6. Взаимодействие в рамках проекта

Для эффективной реализации поставленных задач для реализации

проекта МКОУ Старощербаковская СОШ планирует осуществление тесного сотрудничества со следующими организациями:

 

Организация

Функция

Управление образования администрации Барабинского района

Решение организационных вопросов, согласование правовых вопросов.

ОО Барабинского района

Обмен опытом

МКУ Центр информационно-методического обеспечения

Методическая помощь

Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК

Сопровождение проекта, консультативная и методическая помощь.

МКОУ «Центр дополнительного образования детей» Барабинского района Новосибирской области

Организация дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участие обучающихся в мероприятиях.

СМИ Барабинского района

Освещение в прессе реализации проекта.

Профессиональные учебные заведения Барабинского, Куйбышевского районов:

Барабинский медицинский колледж,

Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, Сельскохозяйственный

техникум «Куйбышевский»,

Ф ГОУ среднего профессионального образования "Куйбышевский 

политехнический техникум".

Предприятия г. Барабинска.

Организация взаимодействия.

Барабинская ЦРБ,

ГАПОУ НСО

 Барабинский медицинский колледж.

Разработка памяток и рекомендаций для обучающихся, проведение бесед.

ДК «Квартет» Щербаковского сельсовета.

Организация совместных мероприятий.

Барабинский краеведческий музей

Организация экскурсий, совместных мероприятий.

ГБУ Новосибирской области «Центр занятости населения города Барабинска»

Организация взаимодействия.

 

7. Планируемые результаты

Для обучающихся:

включение детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды социальной, творческой деятельности, кружки, социально-значимые проекты, конкурсы различных уровней, общешкольные мероприятия и др.;

успешное профессиональное самоопределение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;

высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни;

освоение культурных норм;

повышение авторитета среди сверстников.

Для школы:

удовлетворение результатами педагогической деятельности;

пополнение «банка» педагогического опыта;

использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике;

обеспечение открытости школы через расширение сети социальных связей, участие в конкурсах различного уровня;

повышение эффективности взаимодействия школы и семьи по вопросам социальной адаптации детей.

Для родителей:

удовлетворение результатами развития ребёнка;

психолого-педагогическое просвещение;

взаимодействие с педагогами в процессе обучения и воспитания, заинтересованность в «обратной связи»;

заинтересованность в профессиональном самоопределении ребёнка.

Для партнёров:

изучение положительного опыта работы школы и внедрение его в свою практику;

совершенствование технологий работы;

поддержка и помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;

помощь в решении важных социальных проблем.

8. Перспективы развития проекта

Школа может обеспечить равный доступ к получению качественного образования и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создать необходимые условия для каждого участника образовательного и воспитательного процесса. В перспективе реализации проекта «Радуга успеха» планируется межведомственное сотрудничество с организациями Барабинского и Куйбышевского районов для успешной социализации обучающихся. Разработанный проект можно будет использовать в других образовательных организациях Барабинского района.

 

9. Контроль за реализацией проекта

Руководитель проекта (заместитель директора по УВР) два раза в год (декабрь, май) представляет на педагогическом совете школы информацию об итогах реализации проекта за истекший период. Своевременно на сайте МКОУ Старощербаковской СОШ размещается и обновляется информация о реализации проекта. В конце учебного года (до 30 июня) на сайте школы предоставляется аналитический отчет об итогах реализации проекта за учебный год.

 

10. Критерии успешности проекта

 

Проведение мониторинга 2 раза в год (декабрь, май).

Тесты, наблюдения, опросники, психологические методики.

Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности, в том числе дополнительное образование.

Результаты участия детей с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах различного уровня.

Социологические анкеты, опросы, родительские собрания, анкетирование родителей.

Успешность профессионального самоопределения (поступление обучающихся в профессиональные учреждения).

 

11. Список использованной литературы

1. Жигорева М.В. «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» – М.: Академия, 2006.

2. Завидова Т.Е., Лежнёва Ю.А. Внеклассная работа. Мн.:Красико-Принт, 2006.

3. Закрепина А.В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007.

4. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. М., Педагогика-Пресс, 1996.

5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое общество России, 2001.

6. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;

7. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.

8. Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному» – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

9. Интернет-ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации