Проект организации внеурочной деятельности по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга успеха»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старощербаковская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ
организации внеурочной деятельности
по социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Радуга успеха»
Срок реализации: 2017-2019гг
Участник конкурса: Игнатьева Лариса Васильевна
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МКОУ Старощербаковской СОШ
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..…..стр.3
1. Цели и задачи проекта………………………………………………..…..стр.4
2. Концептуальная основа проекта…………………………………….…...стр.5
3. Срок и этапы реализации проекта…………………………………….….стр.6
4. Содержание внеурочной деятельности………………………………...…стр.7
4.1. Основные принципы………………………………………………...…..стр.7
4.2. Основные направления внеурочной деятельности…………………....стр.7
5. Необходимые условия реализации проекта……………………………...стр.9
5.1. Материально-технические условия………………………………....….стр.9
5.2. Кадровое обеспечение…………………………………………...………стр.10
5.3. Информационно-методические условия……………………..……..….стр.11
6. Взаимодействие в рамках проекта…………………………….………….стр.11
7. Планируемые результаты…………………………………….……...……стр.12
8. Перспективы развития проекта…………………………………………...стр.14
9. Контроль за реализацией проекта…………………………………….…..стр.14
10. Критерии успешности проекта……………………………………..……стр.14
11. Список использованной литературы…………………………….………стр.15
Приложение 1 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ Старощербаковской СОШ.
Приложение 2 Организационная модель реализации внеурочной деятельности МКОУ Старощербаковской СОШ.
Приложение 3 Взаимодействие в рамках проекта «Радуга успеха».
Приложение 4 Результаты участия в конкурсах различного уровня.
Приложение 5 Анкета для обучающегося.
Приложение 6 Анкета для родителей обучающихся.
Приложение 7 Модель социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение 8 Черты социализации обучающихся.
Приложение 9 Результат успешной социализации.
Пояснительная записка
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Актуальность проблемы послужило необходимости создания социально-педагогического проекта по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Конституция Российской Федерации.
Конвенция ЮНЕСКО о запрете дискриминации в сфере образования (1969г.).
Закон об образовании.
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N29/1524-6.
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 .
Приказ Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-296
Приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 № 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области».
Распоряжения губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 № 329- р «О дополнительных мерах, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области», от 20.01.2010 №2-р «О дополнительных мерах поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Новосибирской области.
Устав МКОУ Старощербаковской СОШ;
Локальные нормативные акты школы;
Правила внутреннего распорядка;
Положение о внеурочной деятельности.
1. Цель и задачи проекта.
Цель: социальное становление личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
1. Создание нормативно-правовых, кадровых, программно-методических, материально-технических условий, необходимых для реализации проекта.
2. Внедрение новых методов, технологий обучения и воспитания, способствующих социализации обучающихся.
3. Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами с целью улучшения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Концептуальная основа проекта.
Структура воспитательного процесса, направленного на реализацию данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:
Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Необходима системная работа по развитию обучающихся.
Комплексность (взаимодополняемость). Комплексный процесс, в котором развитие одной функции (например, познавательной) определяет и дополняет развитие других (творческих, физических).
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Реализация проекта должна осуществляться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом состояния здоровья, факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к обучающемуся в процессе внеурочной деятельности, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» отстающих функций.
Постепенность и систематичность в освоении и формировании физических, духовно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Таким образом, внедрение проекта «Радуга успеха» способствует превращению внеурочной деятельности в результативную социально-педагогическую, оздоровительную, духовно-творческую работу.
3. Срок и этапы реализации проекта.
Проект рассчитан на 3 года (2017-2019гг). Это оптимальный срок, позволяющий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья укрепить здоровье, максимально адаптироваться в обществе, подготовиться к полноценной жизни в социуме; творчески реализовать себя в мероприятиях, проектах, в рамках внеурочной, оздоровительной, социально-значимой и творческой деятельности.
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап (май - сентябрь 2017г):
формирование рабочей группы по созданию проекта;
изучение теоретических аспектов и имеющегося практического опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
определение участников и социальных партнеров проекта;
разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта;
планирование этапов проекта;
корректирование и утверждение проекта.
II. Практический этап (сентябрь 2017 г.- май 2019 г.):
реализация проекта по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга успеха»;
обеспечение научно-методической, информационной поддержки проекта;
участие обучающихся в творческих конкурсах различного уровня;
проведение промежуточного мониторинга эффективности деятельности проекта;
развитие системы взаимодействия с социальными партнерами, муниципальными образовательными организациями.
III. Обобщающий этап (май 2019 г.- июнь 2019 г.):
мониторинг эффективности реализации проекта "Радуга успеха";
анализ полученных результатов мониторингов;
распространение и обобщение полученного опыта работы на различных уровнях.
4. Содержание внеурочной деятельности.
4.1. Основные принципы
Проект построен на следующих принципах:
Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку).
Принцип комплексного решения проблем обучающихся.
Принцип деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника проекта, личная заинтересованность в его реализации).
Принцип постепенности в осуществлении коррекционно-развивающей работы (плавный переход от простых умений к более сложным).
Принцип максимального разнообразия материала.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования и воспитания (формирование различных структур социальной компетентности и психологической подготовленности к жизни в окружающей социокультурной среде).
Принцип расширения социального пространства.
4.2. Основные направления внеурочной деятельности.
Основными направлениями внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования являются: общекультурное, духовно-нравственное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное), общеинтеллектуальное.
С целью качественного содержания программ организация внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляется по следующим направлениям:
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование интеллектуальных умений у обучающихся. В рамках данного направления планируется разработать следующие программы: «Всезнайка», «Хочу все знать», «Создаем проект».
Формы деятельности: библиотечные уроки, викторины, интеллектуальные турниры, проектная деятельность и т.д.
Социальное направление предполагает развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками, приобщение к ценностям гражданственности, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. В данном направлении будут представлены программы: «Мир, в котором я живу», «Я - исследователь», «Моя большая и малая Родина», «Будь успешным», «Все профессии важны», «Экологический десант».
Формы деятельности: самоуправление, встречи с интересными людьми, экскурсии, проведение субботников, выставки рисунков, концерты, тематические беседы, просмотр фильмов, встречи с ветеранами ВОВ и т.д.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает воспитание у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ценностей здорового образа жизни, внимательного отношения к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: «Здоровым быть здорово», «Путешествие в страну здоровья», «Спортивные игры», «Я - турист» и другие.
Формы деятельности: занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, соревнования, эстафеты, игры, беседы и т.д.
Общекультурное направление предполагает развитие умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умение строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Реализация посредством программ: «Книга этикета», «Культура общения», «Островок творчества», «Музыкальная шкатулка» и другие.
Формы деятельности: концерты, творческие мастерские, выставки, практические занятия и т.д.
Внеурочная деятельность должна носить оздоровительный и здоровьесберегающий характер, что является важным фактором социально-успешной личности.
5. Необходимые условия реализации проекта.
5.1. Материально-технические условия.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, спортивным залом со спортивным инвентарем, тренажерный класс, учебные кабинеты с мультимедиа аппаратурой, компьютерный класс, кабинет музыки с музыкальной техникой, имеется библиотека, спортивная площадка, кабинеты технологии (домоводство и мастерская), столовая, школьный огород, кабинет педагога-психолога.
В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности планируется использовать возможности летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МКОУ Старощербаковской СОШ «Островок здоровья» (с 08.06.2017-04.07.2017гг.). Данная программа стала победителем (диплом I степени) Всероссийской национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация общего среднего образования реализующая здоровьесберегающие проекты и программы» «Здоровьесберегающие технологии».
5.2. Кадровое обеспечение
Рабочая группа |
Функции |
Состав |
Административно -координационная |
Координирует деятельность всех участников проекта, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг, вырабатывает рекомендации на основании результатов. |
Директор школы, заместитель директора по УВР, педагог-организатор. |
Методическая |
Оказание методической помощи педагогам, проведение семинаров и совещаний, распространение опыта. |
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, социальные партнеры. |
Педагогические работники школы |
Изучают документы, используют новые методы и технологии в работе, организуют деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, обеспечивают взаимодействие с родителями. |
Педагоги, классные руководители, библиотекарь, социальный педагог, педагог – психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, преподаватель физической культуры, руководитель школьного музея. |
5.3. Информационно-методические условия.
Формируется банк дополнительных образовательных программ; план и сценарии досуговых мероприятий, мастер-классов;
Ведется методическое сопровождение воспитательного процесса.
Имеются методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок, справочная литература.
6. Взаимодействие в рамках проекта
Для эффективной реализации поставленных задач для реализации
проекта МКОУ Старощербаковская СОШ планирует осуществление тесного сотрудничества со следующими организациями:
Организация |
Функция |
Управление образования администрации Барабинского района |
Решение организационных вопросов, согласование правовых вопросов. |
ОО Барабинского района |
Обмен опытом |
МКУ Центр информационно-методического обеспечения |
Методическая помощь |
Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК |
Сопровождение проекта, консультативная и методическая помощь. |
МКОУ «Центр дополнительного образования детей» Барабинского района Новосибирской области |
Организация дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участие обучающихся в мероприятиях. |
СМИ Барабинского района |
Освещение в прессе реализации проекта. |
Профессиональные учебные заведения Барабинского, Куйбышевского районов: Барабинский медицинский колледж, Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, Сельскохозяйственный техникум «Куйбышевский», Ф ГОУ среднего профессионального образования "Куйбышевский политехнический техникум". Предприятия г. Барабинска. |
Организация взаимодействия. |
Барабинская ЦРБ, ГАПОУ НСО Барабинский медицинский колледж. |
Разработка памяток и рекомендаций для обучающихся, проведение бесед. |
ДК «Квартет» Щербаковского сельсовета. |
Организация совместных мероприятий. |
Барабинский краеведческий музей |
Организация экскурсий, совместных мероприятий. |
ГБУ Новосибирской области «Центр занятости населения города Барабинска» |
Организация взаимодействия. |
7. Планируемые результаты
Для обучающихся:
включение детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды социальной, творческой деятельности, кружки, социально-значимые проекты, конкурсы различных уровней, общешкольные мероприятия и др.;
успешное профессиональное самоопределение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
освоение культурных норм;
повышение авторитета среди сверстников.
Для школы:
удовлетворение результатами педагогической деятельности;
пополнение «банка» педагогического опыта;
использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике;
обеспечение открытости школы через расширение сети социальных связей, участие в конкурсах различного уровня;
повышение эффективности взаимодействия школы и семьи по вопросам социальной адаптации детей.
Для родителей:
удовлетворение результатами развития ребёнка;
психолого-педагогическое просвещение;
взаимодействие с педагогами в процессе обучения и воспитания, заинтересованность в «обратной связи»;
заинтересованность в профессиональном самоопределении ребёнка.
Для партнёров:
изучение положительного опыта работы школы и внедрение его в свою практику;
совершенствование технологий работы;
поддержка и помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;
помощь в решении важных социальных проблем.
8. Перспективы развития проекта
Школа может обеспечить равный доступ к получению качественного образования и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создать необходимые условия для каждого участника образовательного и воспитательного процесса. В перспективе реализации проекта «Радуга успеха» планируется межведомственное сотрудничество с организациями Барабинского и Куйбышевского районов для успешной социализации обучающихся. Разработанный проект можно будет использовать в других образовательных организациях Барабинского района.
9. Контроль за реализацией проекта
Руководитель проекта (заместитель директора по УВР) два раза в год (декабрь, май) представляет на педагогическом совете школы информацию об итогах реализации проекта за истекший период. Своевременно на сайте МКОУ Старощербаковской СОШ размещается и обновляется информация о реализации проекта. В конце учебного года (до 30 июня) на сайте школы предоставляется аналитический отчет об итогах реализации проекта за учебный год.
10. Критерии успешности проекта
Проведение мониторинга 2 раза в год (декабрь, май).
Тесты, наблюдения, опросники, психологические методики.
Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности, в том числе дополнительное образование.
Результаты участия детей с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах различного уровня.
Социологические анкеты, опросы, родительские собрания, анкетирование родителей.
Успешность профессионального самоопределения (поступление обучающихся в профессиональные учреждения).
11. Список использованной литературы
1. Жигорева М.В. «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» – М.: Академия, 2006.
2. Завидова Т.Е., Лежнёва Ю.А. Внеклассная работа. Мн.:Красико-Принт, 2006.
3. Закрепина А.В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007.
4. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. М., Педагогика-Пресс, 1996.
5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое общество России, 2001.
6. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
7. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.
8. Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному» – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
9. Интернет-ресурсы.