Формы общения педагогов с родителями в ДОУ
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Бурдуковская А.И., воспитатель
МБДОУ детский сад №156 г. Иркутск
Воспитание детей — одна из вечных проблем человечества. Среди разнообразных функций семьи важное место занимает функция воспитания. [3]
Новизна отношений семьи и дошкольной организации определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». [2] Взаимодействие является процессом воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. Целью взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в организации и семье.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет в свою очередь лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
При сотрудническом типе взаимодействия воспитание происходит с опорой на лучшие стороны друг друга , строится на гуманных, доброжелательных и доверительных отношениях; активность проявляют обе стороны. [1]
Потребность во взаимопомощи испытывают всегда две стороны. Поэтому необходимо отметить принципы работы с родителями: доверительность отношений, личностный интерес родителей, подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия, утверждение само ценности, эмансипация родителей. [4]
Работа с родителями проводится через разнообразные формы, такие как традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями в рамках дошкольной образовательной организации.
Традиционные формы делятся на следующие методы коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным методам, к примеру, относят круглые столы. К методам индивидуальным относят педагогические беседы. Наглядно - информационные методы в традиционных формах работы с родителями знакомят их с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют позитивному мышлению в отношении роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся презентации организации , фото и видео съемка, организация выставок совместного и индивидуального творчества и прочее.
Особой популярностью на сегодняшний день пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они конкретно направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Выделяют несколько направлений по вовлечению родителей в совместную педагогическую деятельность по воспитанию детей.
Первое это информационно – аналитическое целью, которого является изучение семьи ребенка, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка. Например, анкетирование, опрос и другие. Методами работы здесь выступают обсуждение общего состояния развития ребенка, разъяснение конкретных мер оказания родителям помощи и объяснение необходимости участия их в общей системе педагогической работы, их отношение к трудностям ребенка. В ходе работы в данном направлении исключается любая критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.
Второе направление названо как познавательное, оно имеет цель в обогащении родителей знаниями в вопросах воспитания детей, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции. К познавательному направлению относят, к примеру, консультирование, через которое происходит расширение круга представлений и знаний. В этом же направлении интересной формой работы будет конференция, где обсуждаются совместно с родителями актуальные проблемы воспитания в нетрадиционной обстановке.
Досуговое направление имеет цель в укреплении чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так между родителями и воспитателями. Данное направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Досуговое направление имеет несколько форм организации, например: праздники, спортивные досуги, совместные проекты, выставки. Результативность подобных форм проявится в случае проведения в системе и разнообразием по формам и содержанию.
Наглядно-информационное направление представляет собой возможность донести до родителей любую информацию в приемлемой, упрощенной форме, обратить внимание ненавязчиво на обязанность и ответственность родителей. Главенствующей целью выступает информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы, педагогическое просвещение родителей. Предлагаемые материалы располагаются в уголке для родителей.
С помощью применения выше предложенных форм общения педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации складываются новые взаимоотношения полноправного партнерства, формируется образовательно-воспитательное и духовное пространство, которое способствует воспитанию и развитию личности дошкольника.
Литература:
1. Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Авторы: Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 232 с.
2. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
3. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: МозаикаСинтез, 2007. - 144 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
Интернет источники:
Алиева Д.К.. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения [Электронный документ]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-tsennostnyh-orientatsiy-u-podrastayuschego-pokoleniya/. html. – Загл. с экрана
Ганзенко А. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/tradicionnye_i_netradicionnye_formy_vzaimodeystviya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_s_roditelyami/. html. – Загл. с экрана
Шван О. А.. Формы работы с родителями в ДОУ. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formyi_rabotyi_s_roditelyami_v_dou/.html. – Загл. с экрана