Семинар-практикум для педагогов на тему «Формы общения педагогов с родителями»
Семинар - практикум
для педагогов на тему:
«Формы общения педагогов с родителями»
Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
- Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Оборудование:
Памятки для педагогов по вопросу общения с родителями воспитанников.
Ход семинара
I этап. Организационный.
1. Игра-приветствие.
Цель: снижение эмоционального напряжения участников.
Все участники стоят (сидят) в кругу. Ведущий говорит: "Здравствуйте. Я - Маша. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой и жестами)".
Сегодня я проведу Семинар - практикум
на очень важную, нужную тему: «Формы общения педагогов с родителями».
Начать нашу встречу мне хочется: Упражнением «Апчхи»
2. Упражнение «Апчхи»
Цель: активизация внимания педагогов, создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание громко крикнуть определенное слово (спички, точки, алыча, ящик, хрящик). Проводится репетиция: затем по сигналу ведущего все группы кричат слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи!», ведущий отвечает «Будьте здоровы!» Такое упражнение используется при организации коллективного общения с родителями.
II. Теоретическо - демонстрационная часть.
1. Презентация педагогического опыта«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Любая совместная деятельность родителей и педагогов является эффективной. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний Семинар - практикум
как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение педагогов
с родителями воспитанников».
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»
Цель. Развитие умений педагогов понимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант поведения в конфликтной ситуации.
Организация игры. Играющие делятся на две команды. Каждая инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав ее показ в кульминационный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда-соперница за определенное время (3-5 минут) находит оптимальное решение и проигрывает развязку ситуации. Решения ситуаций обосновываются с позиции педагогической целесообразности.
При подведении итогов анализируются типичность ситуаций, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творческий подход к решению педагогических задач, мастерство инсценировки.
Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога
1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал коллегам.
• Ваша реакция на сетование воспитателя.
2. Педагог известил родителей о предстоящем субботнике, поместив информацию о нем на групповом стенде Пришли всего три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.
• Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3. Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку адресованную педагогу, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается)
• Вы выполните просьбу матери? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
4. На одной из встреч с родителями педагогобъяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.
• Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать обратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник сказал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место».
5. Мать пришла за ребенком с большим опозданием.
• Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ребенком так поздно.
6. Днем к детскому саду подъехала машина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.
• Как вы будете просить о помощи родителей? Какими будут ваши действия, если они станут отказываться?
7. ВПедагог, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям ознакомиться с отдельными главами.
• Как вы будете обращаться к родителям с этим предложением?
8. Педагог решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении - драчливости.
• Как вы начнете разговор с матерью?
9. В течение нескольких дней ребенка вечером забирает его двенадцатилетний брат, хотя с родителями нет ни устной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорил родителям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой.
• Какими будут ваши действия?
Для успешного общения с родителями очень важно правильно выбрать тему (темы) встречи с ними. Содержание бесед-дискуссий должно определяться прежде всего актуальностью выбранного содержания, т.е. тем, насколько оно отвечает потребностям родителей ваших воспитанников.
3. Прослушивание и обсуждение притчи
Притча «Страшный сон».
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот, выслушав, его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных»
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то- же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
III. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
1.Упражнение «Желаю Вам…».
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения: Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику практикума как одному из родителей группы.
В конце ведущий педагог может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
И в заключение мне хотелось бы дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями обучающихся.
2. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями обучающихся.
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
- Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.
-Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Используемая литература:
- Интернет-ресурсы:
1. http://www. maam. ru/
2. http://alegri. ru/
3. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
4. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева
Легоцкая Вера Сергеевна