12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мелашенко Людмила Васильевна65
методист во УВР, педагог дополнительного образования МКУДО "ЦРТДЮ" Каменского муниципального района Воронежской области.Стаж работы-30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Воронежская обл., Каменка

Семинар - практикум

для педагогов на тему:

«Формы общения педагогов с родителями»

 

Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
  2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
  3. Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Оборудование:

Памятки для педагогов по вопросу общения с родителями воспитанников.

 Ход семинара

I этап. Организационный.

1. Игра-приветствие.

Цель: снижение эмоционального напряжения участников.

Все участники стоят (сидят) в кругу. Ведущий говорит: "Здравствуйте. Я - Маша. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой и жестами)".

  Сегодня я проведу Семинар - практикум

на очень важную, нужную тему: «Формы общения педагогов с родителями».

Начать нашу встречу мне хочется: Упражнением «Апчхи»

2. Упражнение «Апчхи»

Цель: активизация внимания педагогов, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание громко крикнуть определенное слово (спички, точки, алыча, ящик, хрящик). Проводится репетиция: затем по сигналу ведущего все группы кричат слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи!», ведущий отвечает «Будьте здоровы!» Такое упражнение используется при организации коллективного общения с родителями.

II. Теоретическо - демонстрационная часть.

1. Презентация педагогического опыта«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Любая совместная деятельность родителей и педагогов является эффективной. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний Семинар - практикум

как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение педагогов

с родителями воспитанников».

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

2.  Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»

Цель. Развитие умений педагогов понимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант поведения в конфликтной ситуации.

Организация игры. Играющие делятся на две команды. Каждая инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав ее показ в кульминационный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда-соперница за определенное время (3-5 минут) находит оптимальное решение и проигрывает развязку ситуации. Решения ситуаций обосновываются с позиции педагогической целесообразности.

При подведении итогов анализируются типичность ситуаций, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творческий подход к решению педагогических задач, мастерство инсценировки.

Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога

1. «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал коллегам.

• Ваша реакция на сетование воспитателя.

2. Педагог известил родителей о предстоящем субботнике, поместив информацию о нем на групповом стенде Пришли всего три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.

• Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3. Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку адресованную педагогу, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается)

• Вы выполните просьбу матери? Какими будут ваши действия в дальнейшем?

4. На одной из встреч с родителями педагогобъяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.

• Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать обратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник сказал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место».

5. Мать пришла за ребенком с большим опозданием.

• Проиграйте варианты вашего поведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ребенком так поздно.

6. Днем к детскому саду подъехала машина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.

• Как вы будете просить о помощи родителей? Какими будут ваши действия, если они станут отказываться?

7. ВПедагог, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям ознакомиться с отдельными главами.

• Как вы будете обращаться к родителям с этим предложением?

8. Педагог решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении - драчливости.

• Как вы начнете разговор с матерью?

9. В течение нескольких дней ребенка вечером забирает его двенадцатилетний брат, хотя с родителями нет ни устной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорил родителям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой.

• Какими будут ваши действия?

Для успешного общения с родителями очень важно правильно выбрать тему (темы) встречи с ними. Содержание бесед-дискуссий должно определяться прежде всего актуальностью выбранного содержания, т.е. тем, насколько оно отвечает потребностям родителей ваших воспитанников.

3. Прослушивание и обсуждение притчи

Притча «Страшный сон».

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот, выслушав, его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных»

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то- же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

III. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

 1.Упражнение  «Желаю Вам…».

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения: Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику практикума как одному из родителей группы.

В конце ведущий педагог может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

  И в заключение мне хотелось бы   дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями обучающихся.

2. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями обучающихся.

• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

- Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.

-Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Используемая литература:

- Интернет-ресурсы:

  1. http://www. maam. ru/

  2. http://alegri. ru/

3. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»  Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.

4. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н.В. Микляева

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 16.03.19 в 04:52 0Ответить Пожаловаться
Интересный, грамотный материал, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.