Статья «Современные формы работы с родителями в ДОО»

2
0
Материал опубликован 1 September 2018

Современные формы работы с родителями в ДОУ.

Аспекты взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ- «вечные» проблемы дошкольной педагогики.

Семья была, есть и будет самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Именно влияние семьи на ребенка гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Но в работе встречаются родители, которые не понимают или не хотят брать на себя ответственность за воспитание ребенка. Мы-педагоги вынуждены работать с последствиями такой позиции. Традиционные формы работы с родителями уже не соответствует новой задаче семейного воспитания: воспитание конкурентноспособного человека. Совершенно очевидным стал факт, что традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ постепенно изживают себя.

Семья и детский сад- два общественных института, в котором ребенок проводит большую часть времени до 7 лет, не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это непонимание ложится на плечи ребенка. Не секрет, что многие родители интересуется только питанием ребенка , считают, что детский сад-это место, где осуществляется присмотр и уход.

Чтобы изменить это положение и заинтересовать родителей в совместной работе нужно использовать современные формы работы с родителями.

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появилась в середине 20 века. В нашем  дошкольном учреждении постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности мы выбрали метод проектирования, который рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Что же означает слово «Проект»?

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Проекты классифицируются

по количеству:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые,

- фронтальные.

по содержанию:

Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.

по продолжительности:

- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;

- среднесрочные (от 1 месяца) ;

- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

по доминирующему виду проектной деятельности:

Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.) .

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Свой опыт работы по внедрению проектной деятельности я бы хотела представить на примерах проекта «Родительские встречи».

Цель которого является-активизировать взаимодействие родителей с педагогами, интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

-создать благоприятные условия для взаимодействия с родителями дошкольников в целях дальнейшего сотрудничества;

-углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;

-включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов;

-раскрыть перед родителями суть основных приемов развивающегося образования;

-создать комплект творческих методических работ: видео-фильмы, библиотеку сочинений детей, набор памяток и рекомендаций для родителей и др.

Обоснование проекта . Семья как институт, с которым связана педагогическая деятельность образовательного учреждения, находится сегодня на предельно сложном этапе своего развития. Взрослые люди с различной степенью успешности привыкают к интенсивно меняющимся социально-экономическим условиям российского бытия. Процесс социальной адаптации личности, множество сопровождающих его противоречий существенным образом затрудняют выполнение родительских функций. В результате мы видим множество родительских «воспитательных просчетов», устранить которые можно во взаимодействии с педагогами учреждения дополнительного образования детей.

Основная идея проекта.

Разработка проекта «Родительские встречи» обусловлена потребностями родителей дошкольников, которые были выявлены в результате специально осуществленного констатирующего исследования. Своего рода узел разрешаемых противоречий связан со следующими факторами:

-приобретением знаний в области психологии, педагогики и методики семейного воспитания;

-систематизацией информационного методического банка данных в соответствие задачами комплектования «библиотечки для родителей» . Под условным названием «как помочь своему ребенку быть счастливым?»;

-понимание проблем и перспектив личностно-познавательного роста собственного ребенка;

-своевременным оказанием ребенку повседневной , оперативной, эмоционально-практической помощи, разносторонней его поддержки.

Условия реализации проекта

К необходимым психолого-педагогическим условиям относятся следующее:

-доверительные отношения между участниками встречи;

-учет особенности взаимоотношений родителей и детей;

-учет уровня компетентности родителей;

-системность и переодичность проведения встреч.

Содержания проекта.

В разрабатываемом проекте предусмотрены следующие 6 пунктов взаимодействий.

1.Психолого-педагогический блог. Включает себя цикл бесед по вопрос воспитания, образования, развития детей, их взаимодействие со взрослыми; отношение детей к нигам, чтению, словотворчеству и т.д.

2.Видео-репортажи с занятий. Видеообзор по занятиям развитии речи, математики, предметов художественного и музыкального направления, мини-фрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений; показ видеожурнала « Родительские посиделки».

3.Презентации новых изданий для родителей. Представления « Библиотечки для родителей», газеты « Дом для творчества», имеющих методических пособий и др.

4. Наша игротека. Представление коллективных игр для детей, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и взрослых, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.

5.Справочное бюро «Вопросы и ответы». Организация вопросов с помощью условного «почтового ящика», заданных в письменной форме и адресованных психологу, социологу, педагогам-предметникам и др.

6. Встреча с педагогами творческих коллективов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовать все виды детской деятельности, то есть совместить теорию с практикой и самое главное задействовать родителй. Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг для друга. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.