12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пыжова Анастасия Константиновна24
0

Статья «Формы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов по формированию нравственных качеств у детей»

Формы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов по формированию нравственных качеств у детей

Процесс взаимодействия учителя начальных классов с родителями можно представить в виде непрерывно идущих друг за другом воздействий друг на друга, влекущий за собой изменения обеих сторон. Форма взаимодействия – это внешнее выражение, оболочка взаимодействия.

Нравственное воспитание – это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения.

Форма сотрудничества классного руководителя с родителями младших школьников по нравственному воспитанию детей – внешнее выражение организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса (учителя и родителей), направленных на формирование нравственных качеств у учащихся [2, с. 128].

Форма воспитания тесно взаимодействует с содержанием воспитательного процесса. Содержание и форма воспитания неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Говорят: содержание формируется, форма наполняется содержанием. Однако ведущая роль принадлежит содержанию. Например, если содержание включает в себя совокупность физических упражнений, то мы подбираем физкультурно-оздоровительные формы воспитания: «Спортивный час», «Веселая спартакиада». Если содержание представляет собой информацию о культуре поведения, то мы используем формы нравственного воспитания: диспут, беседу.

По Сковородкиной И.З., функции взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальных классов по воспитанию нравственных качеств у детей:

организаторская,

регулирующая,

информативная,

воспитательная,

развивающая.

Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагоги, так и воспитанники. При этом организация дела, мероприятия отражает определенную логику действий, взаимодействие участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (родительские собрания, конференции по обмену опытом, родительские лектории, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, праздники, мероприятия и другие формы сотрудничества педагога начальных классов с родителями).

Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения между педагогами, родителями, а также воспитанниками. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения детского коллектива. Благодаря формам воспитания, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений (например, КТД (участники - педагоги, родители и дети), коллективная игра, туристский поход).

Реализация информативной функции предполагает не только одностороннее сообщение родителям той или иной воспитывающей информации, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту [3, с. 387].

Таким образом, мы определили сущностные аспекты феномена «формы сотрудничества учителя начальных классов с родителями по формированию нравственных качеств у детей», а также функции классного руководителя при работе с семьями.

Формы работы классного руководителя с родителями младших школьников по формированию нравственных качеств у детей представляют собой внешнее выражение, оболочку взаимодействия учителя начальных классов с родителями. По количеству участников их принято подразделять на три группы: индивидуальные, коллективные и групповые.

Индивидуальные формы работы классного руководителя с семьями младших школьников по формированию нравственных качеств у детей направлены на создание условий на основе изучения особенностей жизнедеятельности воспитанников для педагогического сопровождения его индивидуальной траектории развития и воспитания, на помощь родителям в нравственном воспитании детей.

Виды индивидуальных форм сотрудничества педагога с родителями младших школьников по нравственному воспитанию: посещение семьи обучающегося, беседа с родителями в учебном заведении, педагогические консультации в образовательной организации, педагогические поручения, переписка с родителями.

Посещение семьи учащегося имеет следующие задачи:

познакомиться с детьми, увидеть их в непринужденной обстановке, познакомиться с бытом, материальными условиями семьи, родителями;

выработать совместные методы воздействия на ребенка;

помочь родителям в воспитании ребенка;

разобраться в отдельной ситуации, которая возникла у педагога с воспитанниками;

тематическое посещение;

выполнение ребенком трудовых обязанностей.

Условия эффективности визита:

не приходить без предупреждения (должно быть согласие родителей на посещение педагогом семьи, иначе классный руководитель может осуществить только со специалистами (социальным педагогом, органами опеки, специалистом из ПДН); – визит не должен быть длительным;

не вести беседу, стоя у порога;

не делать замечаний назидательного характера;

не говорить о сложности своей работы;

делать минимум записей;

начинать беседу с успехов обучающегося, заканчивать рекомендациями;

со стороны педагога должна быть заинтересованность судьбой ребенка, озабоченность его взрослением;

педагогический такт и высокая общая культура воспитателя.

Таким образом, к визиту педагог должен заранее готовиться.

Беседа с родителями в образовательной организации. Поводом для бесед с родителями в учебном заведении с гуманистической ориентацией, как правило, становятся достижения воспитанников, согласование программы дальнейшего развития дарований обучающегося. В авторитарных образовательных организациях причина всегда одна – недовольство поведением ребенка, а повод – конкретный факт. Вызовы в образовательную организацию, в ходе которых родители получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от образовательной организации, а образовательную организацию от учащихся. Беседа может быть организована по инициативе как образовательной организации (классного руководителя), так и родителей.

Правила ведения беседы:

родители не должны ожидать неприятной встречи, поэтому беседа не должна сводиться к назиданиям и выговорам;

беседовать необходимо неторопливо, в непринужденной обстановке. Остальные правила ведения беседы в образовательной организации такие же, как и у визита.

3. Педагогические консультации в образовательной организации. Родители могут получить в учебном заведении консультацию специалистов по любой проблеме, связанной с воспитанием обучающихся. Для проведения этой формы работы необходимо определить день и час проведения консультации, пригласить всех специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей.

Основными принципами успешного консультирования являются: доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность.

4. Педагогические поручения. Назначение педагогических поручений: приобщение родителей к активному участию в жизни образовательной организации.

Виды педагогических поручений:

по времени выполнения:

постоянные (например, члены родительского комитета);

временные (например, выступление на родительском собрании, подготовка праздника или любого воспитательного мероприятия);

по содержанию:

поручения, предполагающие непосредственную работу с воспитанниками: индивидуальное шефство, проведение мероприятия, игры;

поручения, предполагающие оказание организационной помощи педагогу: содействие в проведении экскурсии (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми.

Условия эффективности педагогических поручений:

соблюдение принципа добровольности;

включение в систему поручений, по возможности, большинства родителей;

давать не только поручения, но и советы.

5. Переписка с родителями – это письменная форма информирования родителей об успехах в воспитании их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в образовательной организации, поздравление с праздниками, советы и пожелания по воспитанию детей.

Главное условие переписки: доброжелательный тон и радость общения [3, с. 389].

Назначение коллективных и групповых форм воспитательной работы учителя начальных классов с родителями по нравственному воспитанию детей – формирование нравственных качеств у младших школьников, а также формирование коллектива родителей и детей, повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей во внеурочную воспитательную деятельность.

К коллективным формам работы учителя начальных классов с семьей по нравственному воспитанию детей относятся: – родительское собрание; – диспут; – конференция по обмену опытом воспитания детей; – день открытых дверей или родительский день; – педагогический лекторий (родительский лекторий); – вечер вопросов и ответов; – университет педагогических знаний; – совместная деятельность родителей и детей.

К групповым формам работы учителя начальных классов с родителями по воспитанию нравственных качеств у детей относятся: – работа с родительским комитетом класса образовательной организации; – консультации для родителей; – психолого-педагогические семинары для родителей; – групповые беседы; – практикумы для родителей.

Рассмотрим коллективные формы работы классного руководителя с семьей по нравственному воспитанию детей.

1. Родительские собрания. Классный руководитель сотрудничает с родителями на тематических и итоговых собраниях, осуществляя формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов.

Круг рассматриваемых вопросов на родительских собраниях: – обсуждаются задачи, содержание, методы, средств воспитания обучающихся в образовательной организации или в семье; – выборы родительского актива; – заслушивается информация специалистов (врача, педагога-психолога, социального педагога); – подводятся итоги работы учащихся; – решаются организационные и хозяйственные вопросы.

Родительское собрание как форма работы учителя начальных классов с родителями по нравственному воспитанию детей всегда включает в себя вопросы, затрагивающие воспитание нравственных качеств младших школьников. Зачастую классный руководитель берет такие темы родительских собраний, как «Добро и зло», «Искренность и ложь», «Что такое ответственность?» и многие другие [4].

Этапы родительского собрания:

подготовка родительского собрания;

проведение родительского собрания.

Собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов: анализ учебных достижений учащихся класса; ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе; психолого-педагогическое просвещение; обсуждение организационных вопросов; личные беседы с родителями; осмысление итогов родительского собрания.

Правила подготовки и проведения родительского собрания:

тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей;

родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время;

план проведения родительского собрания должен быть им известен;

общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным;

родительское собрание не должно навешивать ярлыков;

оно должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Условия эффективности проведения родительского собрания:

необходимо не только подведение итогов успеваемости, но и рассмотрение актуальных педагогических проблем. Вопросы успеваемости обучающихся могут быть своеобразным «мостиком» к той или иной педагогической проблеме;

темы родительских собраний должны быть разнообразны и известны на весь год;

необходимо организовать активное участие родителей в обсуждаемом вопросе;

рационально использовать анализ педагогических ситуаций из литературы и жизненной практики;

можно подготовить к родительскому собранию уголок для родителей, в который могут войти работы учащихся, любопытная литература по практике воспитания детей;

если необходимо, то для проведения родительского собрания можно привлекать учащихся;

важно продумать методику проведения родительского собрания;

на собраниях должны приниматься решения;

собрания должны протоколироваться [5, с. 394].

2. Диспут как форма работы – это размышление по проблемам нравственного воспитания детей.

Условия эффективности диспута:

непринужденная обстановка;

активное участие всех присутствующих;

актуальность темы обсуждения;

тщательная подготовка;

подведение итогов.

3. Конференция по обмену опытом воспитания детей. Отличительной особенностью данной формы является обмен опытом семейного воспитания, накопленным родителями.

Условия эффективности конференции:

выявление положительного опыта семейного воспитания;

содействие его распространению.

4. День открытых дверей или родительский день. Родители получают возможность в этот день посетить любые занятия и встретиться с педагогическим работниками и воспитанниками. Назначение: родители учатся объективно оценивать успехи своего ребенка; получают представление о работе педагога; погружаются в дела класса.

5. Педагогический лекторий (родительский лекторий). Назначение: привлечение внимания родителей к актуальным проблемам воспитания нравственных качеств у детей; пропаганда педагогических знаний. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Во время лекции для родителей методом общения должен быть непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразна. В родительских лекториях полезно проводить лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; подходах к воспитанию детей младшего школьного возраста; об отдельных направлениях воспитания.

6. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, выяснения перечня проблем, которые возникают у них в процессе нравственного воспитания детей и взаимоотношений с ними. На вопросы отвечают и педагог, и приглашенные им в зависимости от проблематики специалисты.

7. Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам нравственного воспитания детей. Программа деятельности составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.

Формы организации занятий: лекции, беседы, практикумы (решение конкретных педагогических ситуаций), конференции для родителей.

8. Совместная деятельность родителей и детей. Основные направления вовлечения родителей во внеурочную деятельность:

организация совместной деятельности родителей и детей, участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство образовательной организации);

участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (туристического слета, выпускного вечера);

подготовка и проведение дальних походов, поездок по городам России и мира;

участие в родительских собраниях;

участие в работе совета образовательной организации, совета содействия семье, родительских комитетов;

оказание материальной помощи в реализации различных дел через установление связи образовательной организации с предприятиями, фирмами;

родительский патруль;

индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

Формы организации совместной деятельности родителей и детей:

познавательная деятельность: общественные форумы знаний, дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные олимпиады, выпуск предметных газет;

трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение двора учебного заведения, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, сбор макулатуры, создание классной библиотеки;

досуг: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы, слеты, экскурсионные поездки [2, с. 206].

Семья играет огромное значение в развитии личности. Многообразие функций работы образовательной организации с семьей по формированию нравственных качеств у детей определяет многообразие содержания данной работы и форм ее организации.


 

 

Список информационных источников

1. Марьенко, И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе: учебное пособие / И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1974. – 223 с.

2. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

3. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика / И.З. Сковородкина, С. А. Герасимов. – М.: Академия, 2014. – 318 с.

4. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Т. Л.Белоусова // Классный руководитель. – 2011. – №5. – С. 15 – 19.

5. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.