12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Локтионова Елена Анатольевна5355
Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем. Учитель дефектолог - по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии
Россия, Курская обл., Курск
2

Статья «Организация работы классного руководителя по формированию нравственных ценностей обучающихся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Организация работы классного руководителя по формированию нравственных ценностей обучающихся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Локтионова Елена Анатольевна

учитель биологии, высшей квалификационной категории областного казенного образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Курск

E-mail: .ru

Организация работы классного руководителя по формированию нравственных ценностей обучающихся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Локтионова Елена Анатольевна

учитель биологии, высшей квалификационной категории областного казенного образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Курск

АННОТАЦИЯ

Цель - личностное развитие и совершенствование воспитанника.

Метод - объяснительно-иллюстративный метод.

Выводы: формирование у воспитанников главных личностных и общечеловеческих ценностей - это ценности здоровья, ценности собственного достоинства, ценности мышления и деятельности и ценности общения.

ABSTRACT

Цель. Метод. Результат. Выводы. Аннотация (4-8 строк) (на русском и английском языках).

Ключевые слова: школа, социализация, классного руководителя, адаптация воспитательная, работа, специализированная, общеобразовательная, игровая форма.

 

Keywords:

Надо видеть себя в детях,

чтобы помочь им стать взрослыми;

надо принимать их как повторение своего

детства чтобы совершенствоваться самому;

надо, наконец, жить жизнью детей,

чтобы быть гуманным педагогом.

Ш. А. Амонашвили

Школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, потому что школа всегда ориентируется на день завтрашний. Для правильного осмысления современной ситуации и для необходимого педагогического действия нужен «ключ». Именно таким «ключом» может стать работа классного руководителя по формированию нравственных ценностей школьников, предполагающая помощь в развитии и реализации личности обучающегося в классном коллективе.

Ведущая цель моей работы в качестве классного руководителя направлена на личностное развитие и совершенствование воспитанника.

Эта идея очень актуальна в современной специальной общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, потому что ее реализация способствует становлению индивидуальной культуры личности обучающегося, позволяет ему почувствовать себя частью классного коллектива, а впоследствии - адаптироваться в сложном окружающем мире.

Главные задачи моей деятельности таковы:

сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка;

развить интеллектуальные способности воспитанника;

воспитать социально адаптированного человека, уважающего себя и коллектив;

зажечь искорку творческого потенциала личности каждого обучающегося.

Приоритет отдаю следующим видам деятельности:

значимая деятельность;

общение;

целенаправленная деятельность по самосовершенствованию себя;

коллективная деятельность.

В ходе реализации идеи осуществляется развитие личностного потенциала школьников в соответствии с возрастными особенностями детей и состоянием их здоровья.

Воспитательная работа, проводимая в классе, включает в себя несколько разделов. Каждый раздел предполагает осуществление воспитательной работы классным руководителем, сочетающим в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, по следующим основным направлениям: «Я-физическое», «Я-умственное», «Я-социальное», «Я-эмоциональное».

Как известно, человек - высшее творение природы. Но для того чтобы в полной мере наслаждаться ее дарами, он должен соответствовать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. Контингент детей, с которыми приходится взаимодействовать педагогу в специализированной общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, особенный. Классному руководителю здесь особенно важно нацелить работу, прежде всего, на формирование позитивного отношения воспитанника к здоровому образу жизни как к личному приоритету. В то же время необходимо осуществление комплексных профилактических мероприятий, направленных на формирование негативного общественного отношения к асоциальному поведению. В этой связи задача классного руководителя состоит в том, чтобы привить обучающимся санитарно-гигиенические навыки, воспитывать сознательное отношение школьников к укреплению здоровья, воспитывать потребность, по мере возможностей, в занятиях спортом, научить вести здоровый образ жизни, содействовать реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Выполняя эти задачи, классный руководитель обязан тесно взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, культуры и массовой информации по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.

Комплекс внеклассных мероприятий в этой связи может быть самым разнообразным: тематические классные часы, беседы, спортивные соревнования, День психического здоровья в классе и школе, а также просмотр доступных художественных и документальных фильмов.

А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно поэтому следующее направление моей работы – формирование «Я – умственного».

Здесь ведущая роль классного руководителя состоит в оказании помощи обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. Для этого необходимо определить круг реальных учебных возмож­ностей ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвиже­ния обучающихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуально-речевую культуру школьников.

Реализуя это направление, веду работу, в основном, по индивидуальному плану в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником и родителями.

Очень важным направлением своей работы считаю «Я-социальное». Основной задачей специальной школы для детей с ОВЗ является социальная адаптация обучающихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного процесса. Поэтому усилия классного руководителя направлены на формирование готовности школьников к самостоятельной жизни и деятельности. Стараюсь воспитывать в них гражданственность, уважение к правам и свободам человека, прививать чувство ответственности перед собой и обществом, любовь к труду, веду работу по профориентации.

Наиболее интересными формами работы по этому направлению считаю тематические классные часы, часы общения, беседы с представителями правовых структур, органов правопорядка, доступные ребятам интерактивные игры, демонстрацию тематических мультимедийных презентаций и так далее.

Жизнь любого человека не будет полноценной, если в ней нет эмоций и радости творчества. Вот почему еще одной составляющей моей деятельности является формирование «Я – эмоционального». Хочется воспитать нравственную личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную быть счастливой и нести счастье людям. Поэтому наиболее важным считаю создание условий для равного проявления обучающимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности. Для этого тщательно изучаю их личностные интересы и потребности во внеурочной деятельности. Учитывая запросы ребят и их родителей, провожу внеклассные мероприятия, конкурсы талантов, практикую праздничные поздравления, библиотечные уроки, экскурсии и походы, и многое другое.

Таким образом, свою миссию классного руководителя вижу в формировании у моих воспитанников главных личностных и общечеловеческих ценностей: ценности здоровья, ценности собственного достоинства, ценности мышления и деятельности и ценности общения.

Вашему вниманию предлагается универсальная методическая разработка заседания экологического штаба. Ее игровая форма позволяет использовать представленный материал на разных ступенях обучения.

Тема: «Экологический штаб».

Цели: показать, как деятельность человека влияет на природу; систематизировать знания о современных экологических проблемах; развивать речь, творческое мышление; формировать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Организационный момент (слайд 1)

Знакомство с темой занятия

Включается видео «Природа человек и экология" (слайд 2)

обучающиеся читают стихи А. Кардакова

Уч-ся 1: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще: природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Уч-ся 2: Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Уч-ся 3: Порой не думаем о том,

Что будет с нашею природой,

Так сбережем «зеленый дом»!

Животных всех, растенья, воду!

Планета быть живой должна,

И чистой - атмосфера.

Уч-ся 4: Она для всех, для нас одна,

Дары используй в меру.

Зависит многое от нас,

Какой планета будет,

И в этот день и в этот час,

Спасайте её люди!

- Сегодня наше мероприятие посвящено экологическим проблемам планеты Земля.

Работа по теме занятия

- Так сложилось, что мы привыкли ни в чем себе не отказывать: ни в воде, ни в электричестве, ни в газе.

Человек создал замечательную технику, перед которой бессильна сама природа. Но есть один интересный и важный факт. Самый сложный прибор, самая «умная» машина устроены гораздо проще, чем обыкновенный зеленый лист дерева, бабочка или медуза.

И долгое время человек не задумывался о важности и уязвимости природы. Но в мире нет ничего бесконечного, и все взаимосвязано.

А тем временем природа посылает нам сигналы «SOS».

- Предлагаю вам совершить путешествие в будущее. Посмотрим, как может выглядеть наша Земля через десятки лет.

( На экране появляются кадры пустой, грязной, разрушенной Земли,

видео "Экологические проблемы".)

- Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты? (горько, страшно, я бы не хотел здесь жить.)

- Как вы думаете, почему это произошло? (экологическая катастрофа).

- Какое желание сейчас у вас появилось?

- Итак, мы возвращаемся в 2016 год.

- Что же нужно сделать, чтобы не случилось такого?

- Как вы считаете, охрана природы – дело рук только взрослых, или дети тоже могут внести свой посильный вклад?

- Задумайтесь на мгновение, что вы есть без природы? Без воздуха, без воды, пения птиц? Аромата цветов? Шелеста листьев? Все это дает природа, не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного отношения к себе. Однако люди уже многое успели загубить.

- И сейчас свою работу начинает экологический штаб. Наша задача: обсудить проблемы природы, в которых виновен человек.

I команда: «Экологический патруль». Девиз: «Кто, если не мы? Когда, если не сейчас»

II команда: «Зеленый дозор». Девиз: «Мы на страже природы всегда, пусть будут чистыми воздух, земля и вода!»

- Молодцы, вы готовы к работе?

I задание:

- С каждым годом появляется все больше экологических проблем. И во многих из них виноват человек.

- В связи с тяжелой экологической ситуацией уже целые очереди растений и животных выстроились в Красную книгу. Сейчас мы с вами поиграем и вспомним растения и животных, занесенных в эту книгу. А что это за книга, ребята?

(Слайды1-36).Выберите любые 24 слайда, которые вам понравятся.

Примеры заданий:

(Красный цвет – цвет тревоги, и в эту книгу вносится информация о совсем вымерших растениях и животных и редких видах. (Слайд3)

Красная книга Курской области была издана в 2001 году. В Красную книгу Курской области внесено 119 объектов фауны и 212 объектов флоры.

Давайте вспомним растения и животных, находящихся на грани исчезновения в Курской области.

2 задание (примеры заданий).

команда:

1.Это лекарственное растение с белыми чашечками, цветущее весной. Его нежность и аромат восхищали и поэтов, и художников. Серебристое сияние склонившихся цветков всегда таинственно и загадочно. (слайд 4.) (Ландыш)

2 команда

1. Эта трава появляется, стоит только растаять снегу. Ее цветы покрыты нежнейшим пухом. В начале цветения кажутся как будто спящими, отсюда видно и название (слайд7). (Сон-трава)

3 задание:

- А теперь обратите внимание на листы с пословицами, лежащие у вас на партах.

Мы говорим сегодня об экологических проблемах, и на основе этого объясните смысл данных пословиц.

1 команда: Не от добра дерево листья роняет.

II команда: Какова земля, таков и плод.

Высказывание мнений каждой команды. Оценивание.

Ребята, в самом начале мероприятия мы посмотрели, какой будет Земля, если не спасти её. Каждой команде было дано задание нарисовать плакат в защиту Земли.

4 задание.

Приглашаю сюда представителей команд со своими плакатами. Расскажите, почему вы нарисовали его именно таким.

Анализ ответов учащихся, оценивание.

Ребята, в своих рисунках вы воплотили все правила, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

А если их будет выполнять каждый живущий на Земле, то все растения, животные и сам человек будут в безопасности.

Наш праздник заканчивается стихотворением Е. Каргановой «Мы хотим, чтоб птицы пели». (Слайд 10)

Слово учителю

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)

Подведение итогов.

Список литературы:

Каропа, Г.Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Адукацыя I выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 15–21

Агеева И. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Бабакова Т.А. Технология краеведения в эко­логическом образовании Экологическое обра­зование. 2001. № 1. С. 16-18.

Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.

Глазычев, С.Н. Сохраним ценности экологической культуры Начальная школа 1998. №6. С. 13-14.

Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 2001. – 210 с. 

Ласкина Л.Д. Николаева Н.В. Экологическое образование младших школьников. Волгоград: Издательство Учитель. 2008. С.4-9.

Степанова И. Живые коллекции. М.: Панорама, 1991.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1990. – 79 с.

Балабанова В. В, Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни / Издательство "Учитель", 1997.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.