Формы существования русского языка
Уроки № 1-2
Тема: Формы существования русского языка. Литературный язык.
Задачи: сформировать у уч-ся понятие о литературном языке как образцовой, исторически сложившейся форме русского национального языка среди других форм его существования.
I. Формы существования русского языка. Литературный язык.
Вопросы уч-ся по теме урока.
- Какие есть формы существования, разновидности русского языка, кроме образцового, литературного?
- Что такое диалекты? Что вы знаете о диалектах и диалектизмах?
- Что такое профессионализмы? Кто и в каких ситуациях их использует?
- Что такое жаргон, жаргонизмы?
- Чем отличается литературный язык от всех других названных нами разновидностей русского языка? Каковы его основные отличительные признаки? (Всенародность, общеобязательность, нормированность на всех его уровнях в письменной (книжной) и устной (разговорной) формах. Регулирующее влияние оказывает письменная форма национального литературного языка).
II. 1) Выполнение упр. 153, 151 (оценка лексических единиц с точки зрения соответствия языковой, литературной, норме).
2) Анализ текста И. Тургенева - упр. 14.
3) Толкование слов (письменно): шопинг, плюмаж, фигляр, пижон, снобизм, сюита, обедня, вальяжный.
- Что вы можете сказать о происхождении и употреблении каждого из этих слов? (Устно)
III. Домашняя работа.
1) Подготовить сообщение о русском литературном языке на основе материала учебника к упр. 153.
2) Упр. 48,13 (дополнительный вопрос: какие слова в пословицах нуждаются в пояснениях? Почему?)
3) Подготовить к следующему уроку индивидуальное планирование работы по повышению письменной грамотности с учётом ошибок, допущенных в итоговых сочинениях по русскому языку и литературе в 10 классе:
по орфографии - упр. 295 (I-II), 312, 320, 326, 335,353,360,363.
по пунктуации - 296,321,343.
по развитию речи- 250,297.
Выбор упр. производится учеником и контролируется учителем.