Акцентологические нормы современного русского языка

3
0
Материал опубликован 6 June 2020

Конспект урока

Дисциплина: Русский язык и культура речи.

Тема учебного занятия: Акцентологические нормы современного русского языка

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Цель: формирование знаний у учащихся об акцентологических нормах современного русского языка

Задачи урока:

1. Образовательные: формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии; отработать навыки использования орфоэпического словаря.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать умение обобщать изученное, способности к речевому взаимодействию.

3. Воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, любовь к родному языку.

Ведущие методы: технология развития критического мышления

Приемы: «Цитирование высказываний известных людей», «Таблица ЗХУ»? , элемент кейс-метода

Оборудование урока: тетради, орфоэпические словари, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.

Преподаватель: Сухарева Е.В.

Этап урока, его цель

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Цель: настроить учащихся на продуктивную работу

(3 мин.)

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


2. Вызов (этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности)(7 мин)

Цель: актуализация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к  получению новой информации;
постановка учеником собственных целей обучения

 





Фронтальная (коллективная) форма обучения




Прием: Цитирование высказываний известных людей
























Вводная беседа




«Таблица ЗХУ»















Слово учителя:Ребята, на доске записаны высказывания великих людей разных исторических эпох. Сейчас мы выразительно прочитаем их вслух и попробуем определить, что их объединяет.

« Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ)

«Самое важное в искусстве речи: во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение (Демосфен)

«Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть..» ( К. С. Станиславский)

Слово учителя:Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

Скажите, а где вы можете использовать знания, полученные во время урока?

Слово учителя:Запишите тему урока: Акцентологические нормы современного русского языка.

Исходя из темы урока, определите цель нашего урока.

Слово учителя:

Целью нашего урока является формирование знаний об акцентологических нормах современного русского языка

Слово учителя:Прежде, чем мы перейдем к теме урока, я попрошу вас начертить таблицу «ЗХУ»: в колонке «Знаю» вы напишите, что вы знаете об акцентологических нормах, в колонке «Хочу узнать» - чтобы вы хотели узнать по теме урока, а в колонке «Узнал новое»- вы будете записывать во время урока новые для вас теоретические понятия. В конце урока мы вернемся к вашей таблице.







Учащиеся наблюдают, анализируют высказывания, по очереди высказывают свое мнение.


Предполагаемые ответы: в приведенных цитатах говорится о правильности речи.

Предполагаемые ответы: нормы языка

Предполагаемые ответы: в повседневной жизни, на производстве, в общении с друзьями и т.д.

Записывают в тетрадь тему урока

Высказывают свои предположения.












Учащиеся заполняют первую колонку («Знаю»), затем озвучивают написанное

3. Осмысление (7 мин.)

Цель: получение новой информации;
корректировка учеником поставленных  целей обучения



Фронтальная (коллективная) форма обучения
















Межпредметная связь с историей России
















Беседа по теме урока






































































































Слово учителя: часто ли мы задумываемся над тем, как мы произносим слова? Правильно ли расставляем в них ударение?

Во все времена цивилизованного существования человеческого общества существовали общепринятые произносительные нормы, соблюдение или несоблюдение которых является одним из показателей уровня нашей речевой культуры, да и общей культуры тоже. Нормы литературного произношения изучает особый раздел науки языкознания- орфоэпия.

Произносительные нормы русского языка в главных своих чертах сложились еще в первой половине 17 века на основе московского диалекта. Как вы уже знаете из курса истории России , Москва к этому времени стала экономическим и культурным центром страны.

Слово учителя: Скажите, а как правильно поставить ударение в словах творог, обеспечение звонит?Место ударения в словах и их формах устанавливают акцентологические нормы.

Как вы думаете, с чем связаны трудности в постановке ударения в словах?

Это связано , во-первых, с тем, что ударение в нашем языке разноместное ( не закреплено за определенным слогом), а во-вторых, подвижное , то есть при изменении слова ударение может менять место, например, стОл – столА, пОнял –понялА.

Приведите свои примеры.

Кроме того, ударение выполняет смыслоразличительную функцию: за′мок-замо′к, му′ка-мука′ (омографы).Приведите примеры.

Эти особенности русского ударения приводят к немалым трудностям в устной речи. К сожалению, в науке о языке нет единого универсального правила, которое помогло бы избежать ошибок в постановке ударения. Но некоторые правила все-таки есть, постарайтесь из запомнить:

-В сложных словах с корнем –провод ударение падает на последний звук О( водопровОд, нефтепровОд). Кроме слова электропрОвод

- в сущ-х, оканчивающихся на –лог, обозначающие неодуш.объекты, ударение адает на последний гласный (полилОг, каталОг)

-предлоги в русском языке часто принимают на себя ударение, например, нА воду, пОд гору, Из дому и тд.

Важно помнить, что в русском языке , кроме слов с единственно правильным ударением,существуют слова ,предполагающие двоякую постановку ударения, например, твОрог и творОг, джИнсовый-джинсОвый, мАркетинг – маркЕтинг. Такие вариаты ударения называются акцентными, или акцентологическими.

Слово учителя: во всех случаях затруднения при определении места ударения в слове следует обращаться к орфоэпическому словарю.

Теперь я предлагаю вам поработать с орфоэпическими словарями в группах. Каждой группе будет выдан кейс с заданиями. Вам необходимо расставить правильно ударение в словах. Затем каждая группа будет отвечать.

Слушают преподавателя, размышляют над вопросами










Записывают определение орфоэпии в тетрадь










высказывают свои предположения.



Запись в тетрадь


высказывают свои предположения



Запись в тетрадь



Приводят примеры, наблюдая за характером русского ударения



Приводят свои примеры омографов











запись в тетрадь







Запись в тетрадь











Запись в тетрадь

4. Закрепление нового материала(20 мин.)

Цель: закрепить полученные знания

Кейс – метод


Групповая форма работы




Каждая группа получает кейс с заданиями. После работы слово предоставляется каждой группе.





Организует поисковую работу обучающихся









Контролирует выполнение работы

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на работу одногруппников.


1 группа: арахис, банты, бытие, вероисповедание, втридорога, баржа, бармен, гастрономия, гофрированный, договор, донельзя, еретик, задолго, завидно, завсегдатай, искра, исподволь, камбала, каталог, кладовая, новорожденный, опека, оптовый, обеспечение, облегчить, квартал, красивейший, кухонный, мельком, мизерный, надолго, петля, пуловер, столяр, танцовщица, тефтели, торты, туфля, ходатайство, цемент, цепочка, щавель, эксперт.

2группа: Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли, есть ирис – расцвел ирис, злая острота – острота лезвия, характерный поступок – характерный человек, языковая политика- языковая колбаса.

3группа: Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый, ая) менеджер Ирина Ильинична, избалованн(ый, ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(ы, а) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.


5. Рефлексия (5 мин.)

Цель: размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения

Фронтальная (коллективная) форма обучения



Слово учителя: Подведем итоги урока. Ответьте , пожалуйста,на следующие вопросы:

- Что изучает орфоэпия?

- Что такое акцентологические нормы?

- Какие типы акцентологических вариантов вы можете назвать ? Чем они отличаются друг от друга?

Слово учителя: вернемся к вашей таблице «ЗХУ». Что бы вы хотели узнать об акцентологических нормах современного русского языка на последующих уроках?



Ученики отвечают на вопросы










Ученики зачитывают написанное в таблице «ЗХУ»

Домашнее задание (3 мин.)

Индивидуальная работа

Слово учителя: составьте кластер или синквейн на тему «Нормы языка»

Записывают домашнее задание.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.