Технологическая карта урока
Тема урока: Падежные формы имен существительных.
Формирование УУД: Повторить и систематизировать сведения о членах предложения; о падежных вопросах. Формировать – представление о местоимении как части речи, которая употребляется вместо имени существительного; – умение определять по контексту, какие имена существительные заменены местоимениями, и соответственно этому определять падеж местоимения, подставляя нужные по смыслу тексту имена существительные. Формировать познавательные УУД: – умение работать со Словарем происхождения слов; коммуникативные и личностные УУД: – учитывать позицию собеседника, самоопределяться. регулятивные УУД: – умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты; – осуществлять самоконтроль. | Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму. Задачи: Образовательные: научить чтению и анализу, активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты, уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем); Развивающие: знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; развивать внимание, логическое мышление, память; Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за выполненную работу, формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д. |
Тип урока систематизация и повторение знаний. | Форма урока самостоятельная работа обучающего характера. |
Новые понятия словарное слово соловей | Домашнее задание стр. 68 № 72 тетрадь, выучить словарные слова. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: включение учащихся в деятельность | Обеспечивает мотивацию выполнения. 1,2 слайд. Приветствие Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь. Все за парты дружно сели. Друг на друга посмотрели -Хорошо, приступаем к работе. Откройте тетради и запишите число и классная работа. | Подготовка учащихся к уроку. Дети здороваются. Проверяют готовность к уроку. Учащиеся выполняют записи. | беседа | Познавательные самоопределение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Регулятивные настраиваются на работу, определение личной (индивидуальной) мотивации обучения |
II Чистописание. Актуализация знаний ( 5мин) Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует постановку цели данного этапа урока 2 слайд Начнем урок с чистописания. - Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня. Она обозначает звук: согласный, твердый парный, глухой парный в слове – «соловей», но мягкий парный в слове «синица». - С какой целью мы проводим чистописание? Что объединяет эти слова? Соловей и синица – птицы. Поставьте ударение в словах. 3,4 слайды Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните основу предложения. С деревьев наблюдали птицы За спором долгим, как синица Доказывала с…ловью – «Красивее тебя пою! - Вставьте пропущенные орфограммы. Определите падеж существительных. | Учащиеся отвечают на вопросы, записывают букву С. Учащиеся записывают предложение Доказывают, что слово соловей словарное. Определяют падеж. Птицы , синица, соловью. | Взаимообъяснение. | Личностные: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других Коммуникативные: умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении |
III.Формулирование темы урока, постановка цели (8 мин) Цель: формулировка темы урока познавательной цели | Фиксирует выдвинутые предположения. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию. 5 слайд Какую работу мы можем выполнить со словарным словом. Работаем в тетради стр. 70 – 71 № 75 -О чём будем сегодня говорить на уроке?
Тема нашего урока: Падежные формы имен существительных. | Пытаются анализировать. Фиксируют проблему. Работают над упражнением. Высказывают свои мнения. О падежах | Взаимообъяснение. | Коммуникативные слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы. Регулятивные – умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты; – осуществлять самоконтроль. |
IV.Изучение нового материала (14 мин) Цель: - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. | стр. 106. Упражнение 97. Трудность этого упражнения в том, что здесь требуется определить падеж не имен существительных, а местоимений. 6 слайд Таким образом, определив падеж существительных, можно узнать, в каком падеже употреблены соответствующие местоимения. 6, 7 слайд стр. 106–107. Упражнение 98. На материале данного упражнения и с помощью Словаря происхождения слов дети узнают о происхождении слова чужой и о том, что слова чужой и чудесный – дальние родственники. Затем учащиеся составляют свои словосочетания со словами чужой и чудесный. | Дети устно заменяют местоимения именами существительными и определяют уже падеж существительных. ≪Долго не получал (от кого?) от Андрея (Р.п.) писем…≫. Существительное от Андрея стоит в форме Р.п., значит, и местоимение от тебя стоит тоже в Р.п. ≪(У кого?) У Кости (Р.п.) все хорошо…≫. Существительное у Кости – в Р.п., значит, и местоимение у меня употреблено в Р.п. Предложение с пятью местоимениями учащиеся могут изменить так: ≪(Кому?) Котенку (Д.п.) (у кого?) у Ивановых (Р.п.) хорошо: (кого?) котенка (Р.п.) кормят (с кем?), с котенком (Т.п.) играют, (за кем?) за котенком (Т.п.) ухаживают…≫ Из словарной статьи ученики почерпнут сведения и о других близких и дальних родственниках этого слова. чудесная погода, чужая боль. | Взаимообъяснение. | Регулятивные – умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты; – осуществлять самоконтроль. Коммуникативные – учитывать позицию собеседника, самоопределяться. Познавательные анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, обобщают и систематизируют изученный материал. Применение опорных знаний для решения текстовых задач. |
Физминутка ( 2 мин) | Организует к выполнению физминутки. 8 слайд | |||
V. Закрепление нового материала (10 мин) Цель: выявить освоение изучаемого материала. | Самостоятельная работа. Обосновывают выбор способа решения. Высказывают свои предложения. 9 слайд С. 107–108. Упражнение 99. Это упражнение, как и упражнение 97, содержит задания на определение падежных форм местоимений, но в отличие от него здесь не личные, а неопределенные местоимения, с которыми детям еще только предстоит познакомиться | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Дети устно заменяют местоимения существительными. Так как дети уже определяли падеж местоимений, подставляя вместо них существительные. Указав падежи неопределенных местоимений, ученики смогут ответить на два последних вопроса этого упражнения. Здесь представлены все падежи, по два раза встречаются местоимения в В. п. и Т. п., причем формы местоимений употребляются как с предлогами, так и без предлогов. | контроль | Регулятивные анализировать достигнутые результаты; – осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: обосновывают выбор способа решения. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цель: осознание учащимися затруднений и самооценка результатов | Побуждает к самооценке. - Достигли нашей цели? - Что получилось особенно хорошо? - Над чем нужно поработать? Зелёной – понравилось, Жёлтой – интересно, Красной – скучно. 10 слайд | Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку. | Взаимообъяснение. | Коммуникативные формулируют конечный результат своей работы на уроке. Регулятивные рефлексия своих действий. |
VIII. Домашнее задание (2 мин) | Дает комментарий к домашнему заданию. 11 слайд | Записывают домашнее задание. Выставляют оценки за работу на уроке. | Беседа |