Урок русского языка в 3 классе «Неопределённая форма глагола. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы»
Урок русского языка
3 класс
Подготовила учитель начальных классов МОУ СШ № 1 г. Волгоград
Жильцова Елена Сергеевна
Тема урока: «Неопределённая форма глагола. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы»
Цели урока:
продолжить работу с глаголами неопределённой формы;
развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы неопределённой формы;
закрепить знания о глаголе как части речи;
познакомить учащихся с фразеологизмами, обогащать речь учащихся;
развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку;
воспитывать толерантность, умение работать в группе, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей; формировать гражданскую позицию.
Оборудование:
Карточки с заданиями для групповой работы.
Презентация к уроку.
Ход урока
Формируемые УУД
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме;
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;
давать оценку своим знаниям и умениям.
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Познавательные: прогнозировать, предполагать;
наблюдать, устанавливать взаимосвязи;
выделять существенную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
ставить и формулировать проблему;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
умение использовать фразеологизмы в своей речи;
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками;
строить монологическое высказывание;
оформлять свою речь в устной и письменной речи;
сотрудничать в совместном решении проблемы;
отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.
Личностные: установка на здоровый образ жизни;
воспринимать речь учителя (одноклассников);
формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению;
освоение личностного смысла учения, желания учиться.
План урока
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|||
Организацион-ный момент. Мотивация. |
- Добрый день! Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, помогайте друг другу. Дорогие ребята, уважаемые гости. В этом году наша необъятная страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории нашей страны – годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эпиграфом нашего урока будет пословица «Если в победу не верить, врага не одолеть!» - Как вы понимаете эту пословицу? - Как вы думаете, а применима ли эта пословица к нашему уроку русского языка? - Пожалуйста, запишите в тетрадях дату. |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях |
Выполнение учебных действий в устной форме. |
Формировать интерес (мотивацию) к учению |
||
Словарная работа. |
Говорим мы сегодня о Победе , значит и тематика слов будет соответствующей. 1. Индивидуальная работа. Герой, медаль, победа, орден, командир, помнить, солдат, оборона, праздник, Россия, ветеран. 2. Взаимопроверка |
Записывают слова. Осуществляют парную взаимопроверку. |
Уметь видеть орфограмму. |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению. |
||
Актуализация знаний. |
- Прочитайте еще раз записанные слова. - Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор. - Что вы уже знаете про глаголы? - Назовите тему урока. |
Составляют слова. Называют «лишнее слово». Объясняют свой выбор. Называют тему урока. Отвечают на вопрос. |
Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, |
||
Работа в группах. Повторение знаний о глаголе. |
- Многие задания сегодня вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Работай дружно, по плану Умей выслушать другого Если не согласен с точкой зрения одноклассника, предлагай свою -Возьмите карточку голубого цвета. Внимательно прочитайте вопросы в упражнении № 1 (Приложение 1.) и выберите правильный ответ. Организация проверки. - Поднимите руку те, кто уверен, что на все вопросы ответил правильно? |
Повторяют правила работы в группах. Выполняют задания. Проверяют. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению. |
Воспринимать речь учителя (одноклассников). |
|
Работа по теме урока. |
- Не сразу мы пришли к победе, пришлось испытать все тягости войны. Очень ярко и эмоционально описал эти события С. Михалков в своем произведении « Быль для детей». Чтение учителем. Быль для детей
Летней ночью, на рассвете,
Он хотел людей свободных
Он велел, нас разгромить, - Прочитайте отрывок из произведения. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов
- Что интересного заметили? Работа с учебником. ( с. 122) - Сравните свой вывод с автором учебника. - Почему эта форма глагола так называется? - Приведите примеры глаголов, которые стоят в неопределённой форме. |
Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Приводят примеры. Читают. |
Выполнение учебных действий в устной форме. |
Осознанно и произвольно строить сообщения; анализировать, сравнивать. |
оказывать взаимопомощь. |
|
Физкульминутка |
Упражнения для глаз. |
Выполняют упражнения для глаз. |
Установка на здоровый образ жизни. |
|||
Работа по теме урока (продолжение). |
На доске записаны слова: Помощь, речь, беречь, стеречь, полночь, пасть, тишь, лечь, течь. - Прочитайте слова. Чем они похожи? На какие группы можно разделить слова? Самостоятельная работа в группах. 1, 3 группы – запишите имена существительные. - Почему на конце пишется мягкий знак? 2, 4 группы – запишите глаголы в неопределённой форме - Почему на конце пишется мягкий знак? Презентация работы групп. - Какие слова записали все группы? Почему? (Течь, пасть.) |
Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу в группах. Отвечают на вопросы. Проверяют. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. |
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. |
Сотрудничать с одноклассниками. |
||
Проблемная ситуация. |
Сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали годы той войны. И одним из горестных испытаний стала разлука с близкими для них людьми. Единственной возможностью быть ближе друг к другу, была полевая почта.
Полевая почта, май 1944(…отрывок из письма) - Скажите, пожалуйста, почему в некоторых выделенных словах пишется мягкий знак, а в некоторых – нет? (ПРОБЛЕМА!) Работа у доски. Выборочный диктант. - Я буду называть слова, а вы запишите глаголы в два столбика. Мчаться, трудиться, кидается, браниться, прятаться, торопится, сдвинуться, строится, приклеится, ругаться. |
Читают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
Учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания. |
Ставить и формулировать проблему. |
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
Физкультурная минутка. |
Проводит упражнения «Бодрость за одну минуту». |
Выполняют упражнения. |
Установка на здоровый образ жизни. |
|||
Развитие речи. Работа с фразеологизмами. Подведение итогов. |
- Как называются яркие устойчивые выражения, которые мы часто слышим и употребляем в речи? (Фразеологизмы.) В состав многих фразеологических сочетаний входят глаголы в неопределённой форме. Групповая работа работа. Возьмите карточку зеленого цвета. - Замените каждый фразеологизм одним глаголом в неопределенной форме. стоять грудью – защищать держать оборону – защищать разбить в пух и прах – победить сложить оружие – проиграть, сдаться беречь как зеницу ока – охранять. Прием « Пирамида» Победа Великая победа Помнить великую победу Если в победу не верить, врага не одолеть. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание в группах. Называют фразеологизмы. |
. |
Сотрудничать с одноклассниками. |
||
Оценивание |
«Пирог» - Как мы работали в группе? Представьте, что это пирог. Поделите его на всех, в зависимости от того кто как работал. |
|||||
Домашнее задание. |
Напишите мини-сочинение, используя словарные слова, фразеологизмы с которыми мы сегодня работали на уроке |
|||||
Рефлексия. |
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось… |
Продолжить предложение |
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. |
Упражнение № 1.
Глагол – это часть речи, |
А) которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? Б) которая отвечает на вопросы кто? что? |
Глаголы обозначают |
А) обозначает предмет. Б) действие предмета. |
Глаголы имеют начальную форму, |
А) которая отвечает на вопросы какой? какие? Б) которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
В предложении глагол является |
А) второстепенным членом предложения. Б) сказуемым. |
Глаголы изменяются |
А) по числам и падежам. Б) по числам и временам. В) по родам и падежам. |
_________________________________________________________________________________________________________________________
Глагол – это часть речи, |
А) которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? Б) которая отвечает на вопросы кто? что? |
Глаголы обозначают |
А) обозначает предмет. Б) действие предмета. |
Глаголы имеют начальную форму, |
А) которая отвечает на вопросы какой? какие? Б) которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
В предложении глагол является |
А) второстепенным членом предложения. Б) сказуемым. |
Глаголы изменяются |
А) по числам и падежам. Б) по числам и временам. В) по родам и падежам. |
_________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов.
Быль для детей
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, нас разгромить,
Растоптать и сжечь,
Все, что мы должны хранить,
Холить и беречь!
С.Михалков
Работай дружно, по плану
Умей выслушать другого
Если не согласен с точкой зрения одноклассника, предлагай свою
ГРУППА № 1
ГРУППА № 2
ГРУППА № 3
ГРУППА № 4
стоять грудью – |
|
разбить в пух и прах – |
|
сложить оружие – |
|
беречь как зеницу ока – |
|
держать оборону – |
________________________________________________________________________________________________________
стоять грудью – |
|
разбить в пух и прах – |
|
сложить оружие – |
|
беречь как зеницу ока – |
|
держать оборону – |
________________________________________________________________________________________________________
______________________________ __________________________________
Как мы работали в группе?
Представьте, что это пирог.
Поделите его на всех, в зависимости от того
кто как работал.
Как мы работали в группе?
Представьте, что это пирог.
Поделите его на всех, в зависимости от того
кто как работал.