Урок русского языка в 3 классе «Неопределённая форма глагола. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы»

2
0
Материал опубликован 29 January 2016

Урок русского языка

3 класс

Подготовила учитель начальных классов МОУ СШ № 1 г. Волгоград

Жильцова Елена Сергеевна

Тема урока: «Неопределённая форма глагола. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы»

Цели урока:

продолжить работу с глаголами неопределённой формы;

развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи глаголы неопределённой формы;

закрепить знания о глаголе как части речи;

познакомить учащихся с фразеологизмами, обогащать речь учащихся;

развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку;

воспитывать толерантность, умение работать в группе, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей; формировать гражданскую позицию.

Оборудование:

Карточки с заданиями для групповой работы.

Презентация к уроку.

Ход урока

Формируемые УУД

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме;

выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах;

давать оценку сво­им знаниям и умениям.

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные: прогнозировать, предполагать;

наблюдать, устанавливать взаимосвязи;

выделять существенную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи;

ставить и формулировать проблему;

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

умение использовать фразеологизмы в своей речи;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками;

строить монологическое высказывание;

оформлять свою речь в устной и письменной речи;

сотрудничать в совместном решении проблемы;

отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.

Личностные: установка на здоровый образ жизни;

воспринимать речь учителя (одно­классников);

формирова­ние эмоционально-ценностного отноше­ния к русскому языку, интерес к его изу­чению;

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

План урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

 

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

 

Организацион-ный момент.

Мотивация.

- Добрый день! Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, помогайте друг другу.   Дорогие ребята, уважаемые гости. В этом году наша необъятная страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории нашей страны –  годовщину  Победы в Великой Отечественной войне. Эпиграфом нашего урока будет пословица «Если в победу не верить, врага не одолеть!»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как вы думаете, а применима ли эта пословица к нашему уроку русского языка?

- Пожалуйста, запишите в тетрадях дату.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Делают записи в тетрадях

Выполнение учебных действий в устной форме.

   

Формировать интерес (мотивацию) к учению

Словарная работа.

Говорим мы сегодня о Победе , значит и тематика слов будет соответствующей.

1. Индивидуальная работа.

Герой, медаль, победа, орден, командир, помнить, солдат, оборона, праздник, Россия, ветеран.

2. Взаимопроверка

Записывают слова.

Осуществляют парную взаимопроверку.

 

Уметь видеть орфограмму.

 

Формирова­ние эмоционально-ценностного отноше­ния к русскому языку, интерес к его изу­чению.

Актуализация знаний.

- Прочитайте еще раз записанные слова.

- Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

- Что вы уже знаете про глаголы?

- Назовите тему урока.

Составляют слова.

Называют «лишнее слово». Объясняют свой выбор.

Называют тему урока.

Отвечают на вопрос.

Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить,

   

Работа в группах. Повторение знаний о глаголе.

- Многие задания сегодня вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Работай дружно, по плану

Умей выслушать другого

Если не согласен с точкой зрения одноклассника, предлагай свою

-Возьмите карточку голубого цвета. Внимательно прочитайте вопросы в упражнении № 1 (Приложение 1.) и выберите правильный ответ.

Организация проверки.

- Поднимите руку те, кто уверен, что на все вопросы ответил правильно?

Повторяют правила работы в группах.

Выполняют задания.

Проверяют.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 

Сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.

Воспринимать речь учителя (одно­классников).

Работа по теме урока.

- Не сразу мы пришли к победе, пришлось испытать все тягости войны. Очень ярко и эмоционально описал эти события С. Михалков в своем произведении « Быль для детей».

Чтение учителем.

Быль для детей

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, нас разгромить,
Растоптать и сжечь,
Все, что мы должны хранить,
Холить и беречь!

- Прочитайте отрывок из произведения. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов

 

- Что интересного заметили?

Работа с учебником. ( с. 122)

- Сравните свой вывод с автором учебника.

- Почему эта форма глагола так называется?

- Приведите примеры глаголов, которые стоят в неопределённой форме.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.

Читают.

Выполнение учебных действий в устной форме.

Осознанно и произвольно строить сообщения; анализировать, сравнивать.

 

оказывать взаимопомощь.

Физкульминутка

Упражнения для глаз.

Выполняют упражнения для глаз.

     

Установка на

здоровый образ

жизни.

Работа по теме урока (продолжение).

На доске записаны слова:

Помощь, речь, беречь, стеречь, полночь, пасть, тишь, лечь, течь.

- Прочитайте слова. Чем они похожи? На какие группы можно разделить слова?

Самостоятельная работа в группах.

1, 3 группы – запишите имена существительные.

- Почему на конце пишется мягкий знак?

2, 4 группы – запишите глаголы в неопределённой форме

- Почему на конце пишется мягкий знак?

Презентация работы групп.

- Какие слова записали все группы? Почему? (Течь, пасть.)

Отвечают на вопросы.

Выполняют самостоятельную работу в группах.

Отвечают на вопросы.

Проверяют.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.

 

Сотрудничать с одноклассниками.

 

Проблемная ситуация.

Сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали годы той войны. И одним из горестных испытаний стала разлука с близкими для них людьми. Единственной возможностью быть ближе друг к другу, была полевая почта.

Полевая почта, май 1944(…отрывок из письма)

Здравствуй, Мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
И смеяться.
Хочется поесть… домашних щей, 
Погонять по крышам голубей!
…как там в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
В тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза…
Мама!
Помнишь теплый
Свитер…голубой?
Ты его, пожалуйста,
Заштопай…
Мама! Я вернусь,
И мы с тобой
Вновь пойдем гулять по Ленинграду.
Мама…
 

- Скажите, пожалуйста, почему в некоторых выделенных словах пишется мягкий знак, а в некоторых – нет? (ПРОБЛЕМА!)

Работа у доски. Выборочный диктант.

- Я буду называть слова, а вы запишите глаголы в два столбика.

Мчаться, трудиться, кидается, браниться, прятаться, торопится, сдвинуться, строится, приклеится, ругаться.

Читают, отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Учиться корректировать выполнение задания; давать оценку сво­его задания.

Ставить и формулировать проблему.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Физкультурная минутка.

Проводит упражнения «Бодрость за одну минуту».

Выполняют упражнения.

     

Установка на

здоровый образ

жизни.

Развитие речи. Работа с фразеологизмами.

Подведение итогов.

- Как называются яркие устойчивые выражения, которые мы часто слышим и употребляем в речи? (Фразеологизмы.)

В состав многих фразеологических сочетаний входят глаголы в неопределённой форме.

Групповая работа работа. Возьмите карточку зеленого цвета.

- Замените каждый фразеологизм одним глаголом в неопределенной форме.

стоять грудью – защищать

держать оборону – защищать

разбить в пух и прах – победить

сложить оружие – проиграть, сдаться

беречь как зеницу ока – охранять.

Прием « Пирамида»

Победа

Великая победа

Помнить великую победу

Если в победу не верить, врага не одолеть.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в группах.

Называют фразеологизмы.

 

.

Сотрудничать с одноклассниками.

 

Оценивание

«Пирог»

- Как мы работали в группе?

Представьте, что это пирог. Поделите его на всех, в зависимости от того кто как работал.

         

Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение, используя словарные слова, фразеологизмы с которыми мы сегодня работали на уроке

         

Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

Продолжить предложение

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.

     

Упражнение № 1.

Глагол – это часть речи,

А) которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Б) которая отвечает на вопросы кто? что?

Глаголы обозначают

А) обозначает предмет.

Б) действие предмета.

Глаголы имеют начальную форму,

А) которая отвечает на вопросы какой? какие?

Б) которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В предложении глагол является

А) второстепенным членом предложения.

Б) сказуемым.

Глаголы изменяются

А) по числам и падежам.

Б) по числам и временам.

В) по родам и падежам.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Глагол – это часть речи,

А) которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Б) которая отвечает на вопросы кто? что?

Глаголы обозначают

А) обозначает предмет.

Б) действие предмета.

Глаголы имеют начальную форму,

А) которая отвечает на вопросы какой? какие?

Б) которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В предложении глагол является

А) второстепенным членом предложения.

Б) сказуемым.

Глаголы изменяются

А) по числам и падежам.

Б) по числам и временам.

В) по родам и падежам.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. Подчеркните глаголы. Определите время и число глаголов.

Быль для детей

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Он велел, нас разгромить,
Растоптать и сжечь,
Все, что мы должны хранить,
Холить и беречь!

С.Михалков

Работай дружно, по плану


 

Умей выслушать другого


 

Если не согласен с точкой зрения одноклассника, предлагай свою

ГРУППА № 1

ГРУППА № 2

ГРУППА № 3

ГРУППА № 4

стоять грудью –

 

разбить в пух и прах –

 

сложить оружие –

 

беречь как зеницу ока –

 

держать оборону –

 

________________________________________________________________________________________________________

стоять грудью –

 

разбить в пух и прах –

 

сложить оружие –

 

беречь как зеницу ока –

 

держать оборону –

 

________________________________________________________________________________________________________

______________________________ __________________________________

Как мы работали в группе?

Представьте, что это пирог.

Поделите его на всех, в зависимости от того

кто как работал.

Как мы работали в группе?

Представьте, что это пирог.

Поделите его на всех, в зависимости от того

кто как работал.

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации