Статья на тему «Формы взаимодействия с родителями»
Формы взаимодействия с родителями в образовательном процессе
Доронкин Д.В.,
старший воспитатель (начальник курса),
филиал НВМУ в г. Мурманске
Образовательный процесс представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников. Такое сотрудничество должно отличаться доверием, общими целями, долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат сотрудничества. Именно правильно выстроенное взаимодействие обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Специфика нашего учреждения такова, что обучающиеся находятся в условиях круглосуточного пребывания в училище. Время на общение обучающихся с родителями ограничено распорядком дня, ребята имеют возможность общения по телефону ежедневно в вечернее время и в период увольнений в выходные, праздничные и каникулярные дни. Поэтому одна из наших важнейших задач - выстроить работу по укреплению сотрудничества с родителями на уровне совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями - совершенно особый вид нашей деятельности, требующий специальных педагогических и психологических знаний, такта, терпимости и уважения.
Воспитатель, работающий с коллективом нахимовцев, должен конкретно представлять себе особенности семейных отношений каждого обучающегося, так как отношения в семье влияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.
Учитывая все эти факторы, воспитателю и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Основными формами взаимодействия воспитателей и родителей являются:
- диагностическая работа;
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- контроль участия родителей в решении проблем дисциплины, успеваемости и ежедневной жизнедеятельности;
- участие родителей в работе родительского комитета класса, курса, училища;
- совместные тематические мероприятия.
Родительское собрание - одна из основных коллективных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни училища, курса или класса. Собрание не сводится к монологу воспитателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем и вопросов.
С учетом современных требований организуются тематические родительские собрания. Тематика собраний может быть разнообразной, но, как показала наша практика, в силу закрытости нашего учреждения, родителей помимо общепринятых вопросов успеваемости и дисциплины детей, интересуют и специфические, такие как: медицинское обеспечение, организация питания, обеспечение вещевым имуществом, а также организация культурно-досуговой деятельности. Учитывая запросы родителей, на такие собрания приглашаются представители учебного или воспитательного отделов, преподаватели отдельных дисциплин, медицинский работник, педагог-психолог или педагог-организатор.
В процессе взаимодействия с родителями активно применяются индивидуальные консультации в телефонном режиме. Подобная форма работы продиктована как спецификой учреждения, так и географической удаленностью многих родителей. На моем курсе 50% нахимовцев – жители других регионов нашей страны. Это Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Тверь, Калининград, Хабаровск, Краснодарский край, Крым. В решении возникающих проблем и вопросов жизнедеятельности у иногородних ребят активно принимают участие представители родительских комитетов классов и курса. Работа с родительским активом поставлена таким образом, что у нас нет какого-то деления, частным вопросом конкретного ребенка может заниматься любой родитель, даже из другого класса. Родительский комитет активно сотрудничает и со мной, и с воспитателями, и с педагогом-организатором. Для оперативного решения некоторых вопросов и своевременного доведения важной информации в системе WhatsApp создан чат для председателей родительских комитетов классов и воспитателей.
Активное вовлечение родителей в решение вопросов успеваемости, качества знаний и дисциплины нахимовцев происходит при помощи использования электронной системы дистанционного доступа «LMS – School», где родителям предоставляется возможность посмотреть электронный журнал, прочитать комментарий учителя к выставленной отметке, воспользоваться индивидуальными рекомендациями врачей и педагога-психолога, а также задать письменный вопрос любому участнику педагогического сопровождения ребенка. Особенно это актуально в условиях эпидемиологических ограничений, когда у родителей нет возможности личной встречи с детьми.
Налажен процесс взаимодействия с родителями и в организации внеурочной и культурно-досуговой деятельности нахимовцев.
На нашем курсе сложилась традиция привлекать родителей в процесс подготовки к мероприятиям. Организация взаимодействия по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе способствует укреплению связи между учреждением и семьями нахимовцев. В результате неформального общения детей и взрослых создается теплая дружеская атмосфера, раскрываются творческие способности и детей, и взрослых.
И все это способствует укреплению семейных ценностей. Несмотря на географическую удаленность, многие родители оказывают посильную помощь своим детям.
Первым большим общим делом для нас стала историко-театральная реконструкция «Ледовое побоище», которая состоялась в апреле 2019 года. Нами были организованы культурно-досуговые мероприятия, посвященные особенностям битвы, истории оружия и снаряжения; вместе мы изучали информацию о документальных фактах события, истории жизни Александра Невского, истории Тевтонского Ордена. А затем шили и сооружали костюмы и экипировку. В мероприятии приняли участие абсолютно все обучающиеся курса, а возглавили войско начальник курса и воспитатели.
В нашем училище существует такая практика, как проведение тематических образовательных событий. При подготовке к ним нахимовцы включены в сложный процесс, требующий не только учебных знаний, но и творческого подхода к решению поставленных задач. Особый интерес вызвало образовательное событие, посвященное Дню лицеиста.
Мы с нахимовцами провели целое исследование по заданной теме, а затем совместно с родителями изготовили лэпбуки, посвященные музам Александра Сергеевича Пушкина.
Дважды у нас проводились общеучилищные конкурсные программы «Кулинарный поединок», посвященные Дню продовольственной и вещевой службы Вооруженных Сил России. В феврале 2020 года мероприятие было посвящено 320-летию службы. В столовой проходил кулинарный поединок, на плацу училища была организована выставка техники, а в фойе главного корпуса выставка вещевой и продовольственной службы. В состав команд вошли нахимовцы, их родители, а также повара воинских частей Северного флота, шефствующих над классами. Команды соревновались в различных веселых конкурсах. Завершилось мероприятие общим чаепитием, где ребята смогли попробовать свои блюда, а также праздничный торт от продовольственной службы Северного флота.
Традиционными стали спортивные состязания, в которых принимают участие сборные команды, в состав которых входят нахимовцы, представители воинских частей СФ и родители.
В условиях дистанционного обучения во время пандемии были организованы викторины и интеллектуальные игры, в создании которых приняли участие родители нахимовцев.
Огромную помощь родители оказывают и при подготовке к участию ребят в конкурсах различной направленности вне училища.
Особенно приятно ребятам получать личные сувениры и подарки в свой день рождения. Нахимовцы из других регионов получают видеооткрытки от своих родных и близких. В подготовке церемонии поздравления участвуют родительские комитеты классов.
В марте 2020 года совместно с родительским комитетом курса для иногородних ребят была организована экскурсионная поездка в Саамскую деревню.
Все эти формы работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляют наш педагогический коллектив на конструктивное решение проблем и вопросов и поиск новых форм и способов взаимодействия с родителями нахимовцев. Разностороннее развитие личности ребенка требует единства, согласованности действий семьи и образовательной организации в процессе воспитания. Наша актуальная задача – обеспечить взаимополезное сотрудничество с родителями, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.