Статья на тему «Формы работы с родителями»

3
0
Материал опубликован 12 March 2023 в группе

Формы работы с родителями

Целью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.  

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию учащихся, рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений.

Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательных отношений в отдельно взятом классе.

В соответствии с ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители должны стать активными участниками образовательной деятельности: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, принимать участие в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). 

В соответствии с требованиями ФГОС и АООП НОО одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

По мнению С.Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье». Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:

определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;

регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;

специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;

организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;

содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

В методике воспитательной работы выделяется 4 формы совместной деятельности семьи и школы:

Индивидуальная форма работы.

Классные родительские собрания.

Общешкольные собрания.

Работа с родительским активом.

Т.И. Пороцкая приходит к выводу, что “в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников школа решает одну из главных задач этой работы – педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды”.

В практической работе с родителями учащихся учителям я предлагаю использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

Все предложенные формы связи школы и семьи можно разделить на 3 группы:

Формы связи школы и семьи.

Индивидуальные


Групповые


Коллективные


t1678632823aa.gif

t1678632823aa.gif

t1678632823aa.gif

посещение на дому;

приглашение в школу;

индивидуальные консультации педагога;

переписка;


родительский лекторий;

тематические консультации;

классные детские мероприятия;

родительские вечера.


классные родительские собрания;

общешкольные родительские собрания;

дни открытых дверей;

концерты;

выставки учебных работ;

творческие отчеты.


Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;

беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

не предъявлять претензий к родителям;

всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;

советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;

договариваться о конкретных совместных делах;

не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли. Поговорить о плохом поведении ребенка или низкой успеваемости.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

2. Тематические консультации.

ТИх проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

3. Родительские вечера.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.

2. Общешкольные родительские собрания.

3. Родительские дни.

День открытых дверей” Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

4.Концерты.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

5. Творческие отчеты.

Служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. 6. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как 

работа родительского комитета. Она вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.