Доклад на тему «Эффективные формы взаимодействия с родителями»
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация
Данная статья представляет собой презентацию наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы ДОУ с родителями, сочетание традиционных и инновационных форм работы с семьёй.
Ключевые слова: формы работы с родителями, методы работы с родителями, приёмы работы с родителями, работа с родителями.
Быть родителем — это важная работа.
Родители — это наставники, учителя,
друзья, защитники, судьи и руководители.
Ремез Сассон
Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства детский сад – семья.
Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.
Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция [5, с. 12]. Поэтому в нашей работе мы не говорим о традиционных или инновационных формах работы с родителями, мы говорим об эффективных, действенных формах, методах и приёмах.
В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работу в своей группе строим на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, психологом, изучении микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).
Ниже представлен перечень форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию. Традиционные формы работы всем известны, это:
- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
- информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами, занимающимися воспитанием детей, информацией по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- информационные буклеты;
- тематические консультации групповые, подгруппами (например, для родителей детей левшей), индивидуальные;
- вовлечение в конкурсы уровня детского сада, поселкового, районного, краевого, всероссийского, международного уровня (например: снежных построек, «Новогодний калейдоскоп», «Библиотека часть меня, я – часть библиотеки» и др.);
- использование позитивных социализирующих возможностей Интернета: участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах (социологический опрос по оценке эффективности деятельности отдельных организаций, осуществляющих оказание услуг населению Усть-Камчасткого муниципального района, «Лига эрудитов», «Олимпиадия» и др.);
- для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ (темы выставок разнообразны: «Осень», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала, «Край, в котором я живу» и т.д.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома;
- сбор природного материала для деятельности детей: камешки, семена, раковины, гербарий и т.п.;
- родители информируются обо всём, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном информационном листе в раздевалке группы, а также в группе WhatsApp и на сайте группы «Ягодки»;
- приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;
- родители призываются к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п;
- работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат);
- организация дежурств родителей в группе;
- домашние задания или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в различных источниках для совместного выполнения с детьми.
В данной работе подробнее остановимся на инновационной деятельности.
1.Просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребёнка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.
Рисунок 1. Семейный праздник «Что такое Семья?»
2. Тематические досуги в традиционных («Защитники Отечества», «Праздник урожая», «День знаний», «Фунтик в цирке») и инновационных формах («Русские посиделки»; «На ярмарке», «Масленичная ярмарка»; устный журнал «Семейный альбом», «Будем Родине служить»; квест «Тропа к генералу», игра-викторина «Что такое семья?»).
3. Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Содержание устного журнала может отражать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т.е., иначе говоря, журнал может иметь тематический или обзорный характер. Содержание устного журнала раскрывается на его страницах. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления ребят, демонстрация занимательных опытов, встреча с учеными, ответы на вопросы, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т.д. Широко применимы в журнале технические средства: мультимедиа-проекторы, интерактивная доска.
4. Совместное проведение досугов, где родители выполняют роль участников праздников, а не зрителей («Что такое семья?», «Русские посиделки» и др.).
5. Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи. Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка. Цели игротеки: знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.
6. Оздоровительные праздники (например: «Папа, мама, я – дружная семья», «Русские богатыри», квест-игра «Тропа к генералу»).
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.
7. Технология «Семейный театр в детском саду», где родители на позиции участников совместной театральной деятельности с детьми (например: «Новогодняя сказка», «Маша и Медведь в поисках здоровья» и др.).
Рисунок 2. Сказка «Репка»
Семейный театр является новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй, ориентированной на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
Технология «Семейный театр в детском саду» позволяет педагогам перевести родителей и детей от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и к самостоятельной организации домашних театральных постановок; от ситуативного воздействия на ребёнка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.
8. Родительские собрания. При организации родительских собраний используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления следует переход к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включаются практические задания, игры, музыкальное оформление.
Собрания проводились в различных инновационных формах:
- творческие отчёты о реализации проектов;
- творческие отчёты по итогам учебного года;
- интеллектуальной игры «Здоровье наших детей»;
- использование метода мозгового штурма (на родительском собрании в подготовительной к школе группе при обсуждении формы проведения выпускного). Цель мозгового штурма – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
9. Тематические проекты, реализующиеся в сотрудничестве с родителями обучающихся («Азбука здоровья», «От Руси к России», «В гостях у сказки», «Это Родина моя», «Цирк, цирк, цирк», «Моя семья», «Русь, Россия - Родина» и др.). Проектная деятельность способствует проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей дошкольного возраста.
Один из результатов проектной деятельности – организация в группе мини-музея по тематике проекта («Волшебный мир сказки», «Русь», «Азбука здоровья», «Это Родина моя» и др.). В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
10. Детско-родительские научно-практические конференции («Моя семья», «Планета, созданная мной») как одна из интерактивных форм работы с семьёй.
Презентация детских проектов проходит в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущает свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия, столь важные для маленького ребенка, они совершают под руководством своих педагогов и родителей.
11. Открытые занятия для родителей. Это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами.
Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.
Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса;
- установление тесного контакта с каждой семьей;
- учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка;
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье;
- возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Список литературы
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.
Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.
Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Электронные ресурсы:
Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии: URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69
Легоцкая Вера Сергеевна
Лидия Сергеевна Маметьева
Голубчикова Светлана Сергеевна