Статья на тему «Формы образовательного взаимодействия с родителями в ДОУ»

5
2
Материал опубликован 25 October 2019

Формы образовательного взаимодействия с родителями в ДОУ

 

Е.В. Батакова, воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга»

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы воспитателей детского сада по работе с родителями воспитанников и способах их вовлечения в воспитательно-образовательный процесс.

 

  Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно и как угодно произносить это слово, но действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательной организацией и семьями воспитанников, оно не станет. [1]

  Семья и детский сад – два первичных социальных института. И, только взаимодействуя друг с другом, они создают оптимальные комфортные условия для полноценного развития ребёнка. [2]

  В нашем ДОУ сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые принято считать традиционными.

  Беседы, консультации исходят от воспитателей, и редко запрос идёт от родителей. Общее или групповое собрание оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей – это даёт малый результат.

  Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок, папок-передвижек. Родители знакомятся с ней механически, когда забирают детей домой, а то и вовсе не обращают внимания.

  Эти формы взаимодействия интересны, необходимы, но больших результатов не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей.

  Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования:

Оригинальность;

Востребованность;

Интерактивность.

  Педагоги придумывают всё новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей. Одной из форм, соответствующей данным требованиям, является «Акция». Цель акции: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

  Акция охватывает всех родителей группы, а иногда и детского сада. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребёнка, родителя и педагога. Тематические акции способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.

В нашем ДОУ некоторые акции стали традиционными и проводятся каждый год:

«Покорми птиц зимой»;

«Подари книгу детям»;

«Территория детства»;

«Помоги собрать коллекцию".t1572013282aa.png 

t1572013282ab.png Целью акции «Покорми птиц зимой» стало формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах, бережном отношении к ним.

t1572013282ac.png Ежегодно в апреле по всей России отмечается Весенняя Неделя Добра и является популярной добровольческой акцией. В рамках программы организовываются различные мероприятия и акции благотворительного характера. Наше учреждение так же принимает участие в этом мероприятии. В это время у нас проходит акция «Подари книгу детям». Её целью является пополнение фонда книжных уголков в группах познавательной и детской художественной литературой.

t1572013282ad.png

Для создания эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории, сотрудники детского сада организовали акцию «Территория детства». Данный вид акции проходит у нас дважды в год. В зимний период родители наших воспитанников помогают нам обустроить «Снежный городок», а в тёплое время года оформить игровые и спортивную площадки новым спортивным инвентарём, малыми скульптурными формами, привести в порядок детский игровой инвентарь.

t1572013282ae.pngt1572013282af.jpgt1572013282ag.pngt1572013282ah.png

 Акция «Помоги собрать коллекцию» направлена на расширение кругозора и разностороннее развитие детей. С помощью родителей нам уже удалось оформить несколько коллекций: монет, пуговиц, брошей, тканей, ракушек, календарей, открыток, значков, камней. Все собранные коллекции активно используются в образовательном процессе. Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости при работе с материалом, словом воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

t1572013282ai.png

t1572013282aj.pngt1572013282ak.png

 

 

  Следующая форма работы, часто используемая в нашем ДОУ, привлекает родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности в детском саду и дома, а также способствует возникновению познавательной и творческой активности как у детей, так и у взрослых. Это «мастер-класс».

t1572013282al.pngt1572013282am.pngt1572013282an.pngt1572013282ao.png       Одной из наиболее эффективной формой работы с семьёй, мы считаем проектный метод, так как он позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

      Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребёнка. Ребёнок при помощи взрослых познаёт мир, учится взаимодействовать с ним.[2]

Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации таких проектов, как:

«Календарь ожидания Нового года, или, Праздник продолжается!»;

«Хлеб - наше богатство»;

«Пейте, дети, молоко!».

   В ходе реализации данных проектов родители вместе с детьми сочиняли сказки и оформляли их в книжки-малышки, создавали творческие работы по темам проекта, представляли фотоматериалы из семейного архива для фотовыставки, помогали создавать костюмы для праздничных мероприятий.

t1572013282ap.pngt1572013282aq.pngt1572013282ar.png

«Родитель-заместитель». Это новая для нас форма работы с родителями. Мы предлагаем им стать более причастными к жизни ребёнка в детском саду. Участвуя в данном проекте, родители узнают, что происходит в группе в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день. Попробовать себя в роли воспитателя мы приглашали желающих родителей. Некоторые приходили по двое (для смелости). А одна мамочка «была воспитателем» два раза. Дети, чьи родители выступали в роли воспитателя, очень радовались и гордились тем, что их мамы находятся рядом с ними.

t1572013282as.pngt1572013282at.pngt1572013282au.pngt1572013282av.pngt1572013282aw.png

 

t1572013282ax.pngt1572013282ay.png

Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребёнок, а не образовательная программа.

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребёнка-дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия. [1]

 

Литературные источники:

Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

О проекте "родитель-заместитель" первый раз слышу, надо будет опробоватт. Остальные формы взаимодействия нами уже использовались.

25 October 2019

Спасибо. Да, эта форма работы с родителями очень интересна. Позволяет полностью погрузить родителей в образовательный процесс и показать им: с одной стороны - какие средства и методы можно использовать в работе с ребёнком дома, а с другой стороны, насколько сложна и интересна профессия воспитателя.

26 October 2019