Статья на тему «Формы образовательного взаимодействия с родителями в ДОУ»
Формы образовательного взаимодействия с родителями в ДОУ
Е.В. Батакова, воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга»
Аннотация. В статье представлен опыт работы воспитателей детского сада по работе с родителями воспитанников и способах их вовлечения в воспитательно-образовательный процесс.
Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно и как угодно произносить это слово, но действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательной организацией и семьями воспитанников, оно не станет. [1]
Семья и детский сад – два первичных социальных института. И, только взаимодействуя друг с другом, они создают оптимальные комфортные условия для полноценного развития ребёнка. [2]
В нашем ДОУ сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые принято считать традиционными.
Беседы, консультации исходят от воспитателей, и редко запрос идёт от родителей. Общее или групповое собрание оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей – это даёт малый результат.
Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок, папок-передвижек. Родители знакомятся с ней механически, когда забирают детей домой, а то и вовсе не обращают внимания.
Эти формы взаимодействия интересны, необходимы, но больших результатов не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей.
Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования:
Оригинальность;
Востребованность;
Интерактивность.
Педагоги придумывают всё новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей. Одной из форм, соответствующей данным требованиям, является «Акция». Цель акции: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.
Акция охватывает всех родителей группы, а иногда и детского сада. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребёнка, родителя и педагога. Тематические акции способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы.
В нашем ДОУ некоторые акции стали традиционными и проводятся каждый год:
«Покорми птиц зимой»;
«Подари книгу детям»;
«Территория детства»;
«Помоги собрать коллекцию".
Целью акции «Покорми птиц зимой» стало формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах, бережном отношении к ним.
Ежегодно в апреле по всей России отмечается Весенняя Неделя Добра и является популярной добровольческой акцией. В рамках программы организовываются различные мероприятия и акции благотворительного характера. Наше учреждение так же принимает участие в этом мероприятии. В это время у нас проходит акция «Подари книгу детям». Её целью является пополнение фонда книжных уголков в группах познавательной и детской художественной литературой.
Для создания эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории, сотрудники детского сада организовали акцию «Территория детства». Данный вид акции проходит у нас дважды в год. В зимний период родители наших воспитанников помогают нам обустроить «Снежный городок», а в тёплое время года оформить игровые и спортивную площадки новым спортивным инвентарём, малыми скульптурными формами, привести в порядок детский игровой инвентарь.
Акция «Помоги собрать коллекцию» направлена на расширение кругозора и разностороннее развитие детей. С помощью родителей нам уже удалось оформить несколько коллекций: монет, пуговиц, брошей, тканей, ракушек, календарей, открыток, значков, камней. Все собранные коллекции активно используются в образовательном процессе. Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости при работе с материалом, словом воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Следующая форма работы, часто используемая в нашем ДОУ, привлекает родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности в детском саду и дома, а также способствует возникновению познавательной и творческой активности как у детей, так и у взрослых. Это «мастер-класс».
Одной из наиболее эффективной формой работы с семьёй, мы считаем проектный метод, так как он позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребёнка. Ребёнок при помощи взрослых познаёт мир, учится взаимодействовать с ним.[2]
Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации таких проектов, как:
«Календарь ожидания Нового года, или, Праздник продолжается!»;
«Хлеб - наше богатство»;
«Пейте, дети, молоко!».
В ходе реализации данных проектов родители вместе с детьми сочиняли сказки и оформляли их в книжки-малышки, создавали творческие работы по темам проекта, представляли фотоматериалы из семейного архива для фотовыставки, помогали создавать костюмы для праздничных мероприятий.
«Родитель-заместитель». Это новая для нас форма работы с родителями. Мы предлагаем им стать более причастными к жизни ребёнка в детском саду. Участвуя в данном проекте, родители узнают, что происходит в группе в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день. Попробовать себя в роли воспитателя мы приглашали желающих родителей. Некоторые приходили по двое (для смелости). А одна мамочка «была воспитателем» два раза. Дети, чьи родители выступали в роли воспитателя, очень радовались и гордились тем, что их мамы находятся рядом с ними.
Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребёнок, а не образовательная программа.
И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребёнка-дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия. [1]
Литературные источники:
Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Шабанова Алёна
Батакова Елена Владимировна