12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Альфред-И-Алсу30
Татарстан респ.
1

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника

 

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. 

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Т.е. умение работать с текстом - основной способ развития навыков функционального чтения.

В своей деятельности я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения.

Предлагаю специальные упражнения по развитию функционального навыка техники чтения.

Я изменила названия данных упражнений для вызова большего интереса у младших школьников. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко».

Упражнение 1. «Пол-арбуза».

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?

- Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты. Данный текст мы читали на уроке обучения грамоте при закреплении согласных звуков [д], [д’] и буквы Дд.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы».

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

- Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет. Целесообразно использовать новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3. «Глаз – алмаз».

Всем нам из детства знакома игра в «Пятнашки». В клеточках размещены цифры в произвольном порядке. Школьники смотрят внимательно на картинку с табличкой.

Учитель начинает вслух считать цифры по порядку.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

на счет «один» найти и показать пальцем единицу;

на счет два – двойку;

три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два-три раза, потом расположение цифр нужно поменять. Данное упражнение использую и с изученными буквами. Далее можно вводить и словарные слова.

Упражнение 4. «Шерлок».

Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные, не очень длинные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье».

- Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга».

- Иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Изначально начинаем чтение с короткими простыми словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Более сильным учащимся можно предложить следующее. Ребенок читает вслух. Через какое-то время хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели».

Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели».

спокойно;

радостно;

громко;

тихо;

грустно;

с раздражением;

со страхом;

с издевкой;

со злостью.

Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8, 9 . «Линия», «Решётка».

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Поэтому на своих уроках я часто использую данные упражнения.

Упражнение 10. «Партизан».

Школьник читает текст или отдельные слова, вслух. Учитель произносит слово «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Данное упражнение помогает ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 11. «Путаница».

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

Упражнение 12. «Тайна пропавшего предложения».

- Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями. Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Показываем первую карточку.

Ученики читают предложение и старается запомнить.

Через 6-8 секунд убираю карточку.

Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.

Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В данном примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Буквы в первом предложении диктанта. Их 8. Во втором – 9, в третьем – 10, в четвертом и пятом по 11, в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найти в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается всё сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается. Проверено на своих детях.

Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.

 

 

Заключение

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Альфред-И-Алсу
Комментарий был удалён пользователем 11 янв 2020 в 16:25
Панкова Татьяна Владимировна, 11.01.20 в 16:33 0Ответить Пожаловаться
Действительно нужный материал. Только про функциональную грамотность слово в слово взято у Л. Рождественской.
А про упражнения тут:
https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.