Доклад «Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования»
"Читать – это еще ничего не значит.
Что и как читать – вот суть вопроса"
К.Д. Ушинский
Уважаемые коллеги! Мы сегодня с вами работаем над общей большой темой:
«Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования».
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, т.е размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном.
Формирование читательской грамотности у учащихся младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения.
Предлагаем Вам стать учениками начальной школы и рассмотреть некоторые упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения, способствующие развитию полноценного навыка чтения.
Упражнения для увеличения скорости чтения
1. Многократное чтение
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
2. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.
3. «Жужжащие чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.
2. Анаграммы
АЧТПО (почта)
АИДРО (радио)
ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.
Упражнения, вырабатывающие выразительность речи.
- Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: кошка, собака, медведь, лиса. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
2. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь
Мыльные пузыри
Э.Фарджен
Осторожно – пузыри…
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
- Мой – со сливу!
- Мой – с орех!
- Мой не лопнул дольше всех!
Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения
1. Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.
2. Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.
Или найди в тексте предложение, которое будет являться ответом на мой вопрос.
3. Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.
Существует четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. И все эти 4 стороны взаимосвязаны. При правильном их развитии происходит формирование читательской грамотности, которая и будет являться условием повышения качества образования.
Но, на протяжении всей начальной школы мы сталкиваемся с трудностями, которые тормозят навык овладения смысловым чтением. Трудности, с которыми мы боремся ежедневно.
Какие это трудности:
1. природный темп деятельности (врожденное свойство) – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть ученик с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты перестановки и пропуски;
2. артикуляция - недостаточная артикуляция, подвижность речевого аппарата (артикуляционный аппарат не дает в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Особенно трудно детям, у которых смазанное произношение.;
3. регрессии - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.;
4. отсутствие антиципации - возможно вы замечали при чтении, что многие слова, которые вы читаете не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прём, используемый для дальнейшего осмысления текста называется антиципацией или предвосхищением, по-другому, смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей использует этот прием. В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного;
5. малое поле зрения - восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Разница между человеком быстрочитающим и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. ;
6. уровень организации внимания- в свою очередь это умения предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьник рассеивается, как только материал стал скучным эмоционально не привлекаемым;
Видя и решая эти трудности, каждый день мы маленькими черепашьими шажками овладеваем навыками читательской грамотности. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Хочется отметить, что на каждом уроке идёт систематическая работа над формированием читательских умений и на протяжении всей начальной школы мы стараемся расширять уровень начитанности младших школьников.
Список литературы:
-
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
-
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
-
Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
-
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
-
Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
-
Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
-
Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
-
Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
-
Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.
-
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. – М., 1965