Родительское собрание «Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников»
Родительское собрание
Слайд 1
«Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников»
Цель:
Слайд 2 Актуальность проблемы
Каллиграфическое письмо учащихся – мечта каждого учителя. Последнее время почерки у детей настолько испортились, что проверка тетрадей стала делом практически невозможным. Зачастую не удается ничего разобрать в записи, приходится спрашивать у самого ребенка, что он написал, но он и сам прочесть не может.
Проблема каллиграфического письма вовсе не только «учительская». Она напрямую связана с духовным развитием человека.
Сформированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, позволяет успешно изучать другие предметы, формирует такие качества, как усидчивость, старательность, трудолюбие.
Слайд 3 Взаимосвязь каллиграфии с другими предметами
Слайд 4 Тест на развитие графического навыка
Слайд 5
Причин несформированности каллиграфического навыка может быть несколько:
Нарушение работы некоторых областей коры головного мозга
Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается.
Не так давно в Японии было замечено, что дети, которые с малых лет сидели за компьютером и учились писать с помощью клавиатуры, перестали разговаривать. Ученые увидели причину в том, что набор текста на клавиатуре воздействует совсем не на те точки руки, которые имеют связь с ответственными за
развитие речи зонами мозга. А без стимуляции они не развиваются. Оказалось, что письмо шариковой ручкой и рисование карандашом не такие уже и устаревшие и ненужные занятия.
Недостаточное развитие мелкой моторики
Дети мало времени уделяют процессу чтения и обработке полученной информации
Не соблюдение гигиенических правил письма
Слайд 6
Трудности, которые связаны с обучением письму:
низкий темп письма;
быстрая утомляемость при письме;
неровная, «дрожащая» линия;
«угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
слишком сильный нажим;
трудности в воспроизведении формы элементов;
несоблюдение размера элементов;
несоблюдение наклона письма;
большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
нежелание выполнять письменные упражнения
всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.
Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования.
Слайд 7
Формирование письма на разных этапах
развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами)
развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Первый этап обучения письму.
Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.
Сложнейший процесс, требующий знания анатомии. В кисти три отдела: запястье, пясть, пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей, которые управляют кистью. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Принято было считать, что главное при письме - пальцы. От их подвижности зависит почерк, так как именно они держат орудие письма. Их и надо развивать.
Знакомясь с педагогическим наследием Пирогова, знаменитого хирурга, человека, казалось бы, далёкого от данной проблемы, узнаём весьма любопытную деталь: ведущими в действиях руки являются маленькие косточки запястья и пястья.
Итог: разработка специальных упражнений для укрепления мышц запястья и пястья.
1. Для этой цели используем резиновое кольцо (продают в аптеках, во время резки зубов дают детям).
2. Упражнения для мышц запястья:
- повороты вокруг оси и против оси
- сгибания вниз - вверх.
- упоры - толчки
4. Упражнения в игровой форме для всей кисти: имитация действий зверей, птиц, насекомых; значительно успешнее овладевают орфографией, увеличивается роль зрительной памяти в процессе обучения грамотному письму. Аспект памяти играет в учебно-воспитательном процессе ведущую роль.
Второй этап обучения письму.
Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев). Развитие тактильной памяти - основа основ при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать. Для этого необходимо изготовить буквы из наждачной бумаги для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Их то и не надо оставлять без внимания. Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться.
Система упражнений:
Предметные картинки. Запомнить и нарисовать такие же.
Написать столько элементов, сколько показано.
Написать слова, какие написаны мной.
Написать слоги, дописать слова.
Написать буквы в том порядке, в каком они написаны мной.
Из светлой наждачной бумаги делаем 15 карточек размером 10/ 10.
Пишем карандашом буквы: заглавную и прописную. При изучении буквы, букву обводим 30 раз на уроке. И так на каждую букву. Но на парту, а не индивидуально.
Третий этап обучения письму.
Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью карточки - кальки
с образцами каллиграфического письма.
Графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу.
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописях: с окончанием букварного периода еще не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме.
В процессе обучения дети знакомятся как орфографическими приемами, так и приемами графических навыков письма.
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
Слайд 8
Приемы, необходимые для письма:
владение инструментом письма;
соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
соблюдение правильной позы, посадки при письме;
движение руки вдоль строки во время письма.
Слайд 9
Приемы письма:
умение сравнивать образец с результатом письма;
приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
начало письмо. Запоминание строки;
приемы правильного наклонения письма.
Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет.
Слайд 10 Правила письма
Слайд 11
Необходимо отметить правила письма, которые предъявляются к ученикам современных школ при письме:
1) положение ног ребенка должно быть равно 90°, то есть под прямым углом
2) руки должны быть на столе, левой рукой следует придерживать тетрадь
3) письмо должно быть чистым, без помарок
4) безотрывность и безнажимностъ письма, высота букв единая
5) расстояние между буквами должно быть одинаковым, равным букве «о»
6) наклон слева направо
7) расположение тетради под углом
8) особое положение ручки, держать следует не ниже 2 см от стержня
Слайд 12 Решение
Слайд 13 Спасибо за внимание!
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцевВ дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Преимущества использования конструктора:
с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: “Дом”, “Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.
Игры с мелкими предметами
1. “Кто запомнит?”
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
2. “Волшебный куб”
Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
Рисование
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.
Содержание: Для начала хорошо использовать:
1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;
2. рисование по опорным точкам;
3. дорисовывание второй половины рисунка;
4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.
Советы родителям:
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.