Статья «Взаимодействие семьи и школы как условие повышения качества образования»
Взаимодействие семьи и школы как условие повышения качества образования.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Стратегическая линия модернизации современного образования направлена на создание условий и разработку механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности. С принятием Закона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
Сегодня на первый план выносится прежде всего построение отношений между школой и родителями.
Взаимодействие семьи и нашей школы строится на идее толерантности. В её основе - принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагоги содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей, объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии.
Мы стремимся к созданию таких условий для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, который обеспечивает саморазвитие, самоопределение, формирование высокого интеллекта учащихся и стремление их к познанию.
Родители учащихся знакомятся с сведениями о школе, они размещены на сайте учреждения, информационном стенде. Публичное обнародование своих результатов деятельности (публичный доклад за прошлый учебный год) позволяет привлечь контингент родителей, которым наши идеи кажутся очень близкими.
В решении проблемы взаимодействия школы и родителей одним из первых шагов является изучение семей учащихся. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов. В паспортах собираются и анализируются количественные и качественные данные о семьях. Изучаются все семьи, все родители, составляется социально-демографический портрет семьи. Полученные данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей. Совместная деятельность –это важный этап построения партнерских отношений. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению, когда они видят, что о его ребёнке заботятся, что родитель важен для школы, что его способности и знания востребованы в школе.
Работа педагогического коллектива показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
В основе педагогической поддержке семьи лежит союз педагогов и родителей по повышению воспитательного потенциала семьи. Родителей видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами.
В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом школы, на ближайшие годы является: развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями.
Формы организации совместной деятельности учителей, родителей и учащихся в нашей школе разнообразны.
В целях развития познавательных интересов, творческой активности учащихся мы используем: творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, защита «портфолио» школьника по итогам года;
недели открытых уроков, раскрывающие способности учащихся;
познавательные конкурсы между родителями и детьми;
привлечение родителей к ведению факультативов, экскурсий;
совместные классные собрания по итогам учебной работы;
проведение групповых и индивидуальных консультаций по проблемам обучения.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями, применяемой в нашей школы, являются родительские вечера. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Такие вечера лучше проводить в период, когда дети переходят в среднее звено.
Благодаря включению родителей в образовательный процесс, так называемые родительские собрания превратились в круглые столы, совещания, конференции, на которых решаются важные вопросы класса, школы.
В связи с сотрудничеством у родителей формируется положительное отношение к школе, что создает особую атмосферу, помогающую развитию и самореализации школьников.
Конечно, активная совместная деятельность родителей и педагогов поддерживается и поощряется. Мы оформляем благодарственные письма от администрации школы самым активным родителям.
Если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, то заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Дементьева Ирина Михайловна
Кузнецов Михаил Анатольевич
Дементьева Ирина Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Гапонова Оксана Владимировна