12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера Волкова32
Россия, Курган

Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной. С одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не умеют работать с информацией и текстом.

Кроме общих проблем, влияющих на формирование читательской грамотности, у учащихся Курганской областной школы дистанционного обучения, есть и те, которые характерны только для наших учащихся, поскольку дети имеют различные заболевания. Все это заставило меня задуматься над тем, как научить вдумчиво читать, понимать смысл и рассуждать о прочитанном.

Чтение, читательская грамотность – основа всех образовательных итогов, отмеченных в ФГОС. Основой формирования читательской грамотности является смысловое чтение. Как отмечает, например, Н.Н. Сметанникова, обучение стратегиям чтения, последовательное применение стратегий чтения разных текстов привели к изменению методики проведения урока, индивидуализировали и интенсифицировали процесс обучения в соответствии с современными вызовами системе образования. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Учащийся сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Е.В. Бунеева, описывая технологию продуктивного чтения, выделяет три этапа: дотекстовой, текстовой, послетекстовой. Работу по формированию читательской грамотности буду рассматривать в соответствии с данными этапами.

Дотекстовой этап связан с изучением творчества писателя. В основе изучения литературы лежит системный принцип. Например, творчество А.С. Пушкина изучается в каждом классе основной школы. Перед изучением биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя задавала один и тот же вопрос: что вы знаете об этом писателе? В среднем 20% учащихся вспоминают даты жизни писателей, место рождения и названия учебного заведения. Выяснила, что запоминаются только самые интересные факты из жизни писателей.

Учащиеся с нескрываемой радостью слушают, как в лицее Александр Сергеевич Пушкин по успеваемости занимал обычно одно из последних мест среди ровесников. Особенно сильно ему не нравилась алгебра. Понимающе кивают, когда сообщаю, что Л.Н. Толстой 21 марта 1855 года оставил лаконичную запись в своем дневнике: «Ничего не делал». А 5 июля того же года записал: «Факты: лень, лень, лень». Удивляются тому, что Иосиф Бродский бросил школу в 15 лет, буквально — сбежал из неё.

На этом этапе важно включить учащихся в процесс антиципации.

На этом этапе происходит формирование умения и привычки думать над книгой до чтения, прогнозировать тему, содержание книги, опираясь на внетекстовую информацию, систему заголовков. При изучении рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» задаю вопрос: «Вы когда-нибудь видели коня? А коня с розовой гривой? А как вы думаете, почему так называется рассказ?» Или предлагаю высказать предположение, почему повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году, а опубликовали произведение лишь в 1987?

Мотивация к чтению повышается, учащиеся пытаются осмыслить его содержание более глубоко, процесс осмысления текста начинается еще до чтения.

На втором этапе происходит понимание текста и создание его читательской интерпретации, истолкования, оценки. Работая с текстом, важно сделать текст личностно значимым для учащихся. «Случалось ли вам обманывать?» - спрашиваю я у учащихся, когда мы начинаем разговор о рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой». Важно затрагивать на уроках вопросы, которые волнуют их сейчас, в этом возрасте. Когда мы изучаем повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», обсуждаем важные нравственные вопросы. Можно ли оправдать предательство? Предать Родину - сохранить жизнь? Или при изучении произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова осуждаем вопросы любви и дружбы. Существует ли настоящая дружба? Настоящая любовь? Какое чувство сильнее? Была ли дружба?

Наблюдается такая закономерность: если учеников заинтересовало художественное произведение, проблемы и чувства героев стали созвучны учащимся, то обязательно будут использовать это произведение в качестве аргумента при написании сочинения-рассуждения при подготовке к ОГЭ. Пониманию текста, созданию его интерпретации способствуети иконическое реконструирование (моделирование) текста. Использование на уроках литературы визуальных образов, рисунков, схем, кластеров помогает понять суть текста, позицию автора, помогает реализовать смыслообразующую функцию чтения.

На третьем этапе происходиткорректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом; использование ситуации текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи. Здесь важно включать учащихся в обсуждения и дискуссии, различные творческие задания, мотивировать учащихся на творческую деятельность. Показать возможные пути выражения собственного мнения.

Собственное художественное творчество является условием развития читателя. «От маленького писателя к большому читателю» - так формулировала этот принцип ученый-педагог М.А.Рыбакова еще в 1929 году. Действительно, собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному высвечивает для него процесс чтения. Для меня всегда оставалось проблемой то, что дети не любят стихи. Спрашиваешь: «Любите стихи»? Отвечает: «Нет». На вопрос «почему» говорят: «Не понимаю». Что сделать, чтобы дети стихи полюбили? На помощь пришла технология «Дизайн искусственных стихов». Когда с помощью определенных инструментов учащиеся погружаются в мир поэзии, становятся творцами, начинают чувствовать ритм, рифму, осваивают на практике систему образов. Ребята пишут стихи и не раз становились участниками и призерами различных творческих конкурсов.

В заключении хочу привести слова Джорджа Карлина: «Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» А в этом помогут стратегии смыслового чтения.


Список литературы


Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.

Бунеева, Е.В.
Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности
использования в образовании детей дошкольного и школьного воз-
раста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.