Статья «Оценочная самостоятельность младших школьников»
Оценочная самостоятельность младших школьников: сущность
Оценочную самостоятельность младших школьников необходимо рассматривать в учебной деятельности. Учебная деятельность достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:
учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения;
учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий;
в трактовке направления Д.Б Эльконина — В.В. Давыдова учебная деятельность — это один из видов деятельности школьника, направленный на усвоение им теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.
Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому):
● учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися;
● учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;
● контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
● оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. []
Важнейшими целями обновленного образования должно стать развитие у учащихся конкретных навыков и умений, в частности: самостоятельности и стремления к самореализации, умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству, способности к творческой деятельности. Изменение целей и содержания ведёт к необходимости коррекции организации учебной деятельности. Одним из путей решения для формирования выше перечисленных умений является развитие оценочной самостоятельности младших школьников.(Нестерова)
Рассмотрим понятие « самостоятельность» младшего школьника.
По мнению Н. Ф. Виноградовой, самостоятельность школьника - это “умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне”. Это умение связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. []
А.Б. Воронцов указывает, что самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. []
Г.А. Цукерман понимает детскую самостоятельность как способность ребенка действовать без помощи взрослого, как конец интериоризации действия. Помощь взрослого лишь в том, чтобы помочь этой способности проявиться в полной мере.
Следовательно, учебная самостоятельность подразумевает способность к рефлексии (как способность осознать недостающее, понять, что неизвестно, опознать задачу как новую) и умение искать (либо самостоятельно продвигаясь вперёд, либо спрашивая умеющего и знающего человека, либо обращаясь к информационным источникам). []
Исходя из определений самостоятельности младшего школьника, выделим основные признаки самостоятельности. Ребенок умеет без подсказки и помощи взрослого применять уже усвоенные способы действия в различных условиях, способен вносить новизну в выполняемое действие, осознает смысл и цель деятельности, проявляет желание действовать самостоятельно.
Многие ученые говорят о важности формирования именно оценочной самостоятельности младшего школьника. Т.И. Шамова считает, что в младшем школьном возрасте основой развития учебной самостоятельности, и в тоже время основным ее проявлением является оценочная самостоятельность.[]
Построение оценочной самостоятельности является ключевым условием решения почти всех задач сегодняшней реформы образования. Г.А. Цукерман в своих работах указывает, что оценка пронизывает все сферы человеческого существования, способствует росту эмоционального благополучия детей и является основой будущей учебной самостоятельности.
Оценочная самостоятельность, которую можно и должно воспитать средствами школьного обучения, включает две составляющих: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы (процесса и результата) и владение способом оценивания, принятым в данном социуме. (Цукерман)
Таким образом, мы видим, что оценочная самостоятельность включает в себя сформированную готовность к самоконтролю и самооценке.
Рассмотрим ее составляющие.
Л.И. Рувинский и А.Е. Соловьева отмечают, что в психологической литературе нет еще научно обоснованного понятия самоконтроля. Эти исследователи считают, что самоконтроль как средство самовоспитания развивается на основе способности человека контролировать любую свою деятельность.
Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.[39]
Л.М. Фридман термином «самоконтроль» обозначает особые действия, предметом которых становятся собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности, общения или самосознания.[347]
Мы в работе за основу будем использовать определение самоконтроля психолого-педагогического словаря, так как самоконтроль младших школьников предполагает контроль своих действий на основе образца действий учителя и включает в себя не только контроль своих состояний, но и выполняемых действий.
Изучая самоконтроль, важно различать его виды. Л.И. Рувинский и А.Е. Соловьева выделяют непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный) самоконтроль, определяемый сознательно поставленной целью - следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный контроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь процессуальная сторона деятельности.
М.В Гамезо, М.В. Матюхина и Т.С. Михальчик выделяют следующие виды самоконтроля:
1) Итоговый, то есть самоконтроль, осуществляющийся только по конечному результату.
2)Пооперационный (пошаговый, текущий) самоконтроль - более высокий уровень контроля, чем итоговый. Это - коррекция деятельности, слежение за ходом деятельности, слежение за ходом действия, за тем, какое действие выполняется в данный момент, какие действия проделаны, что еще осталось сделать. Одновременно идет контроль и качества, как выполняется действие, соответствуют ли действия заданным требованиям.
3) Перспективный (планирующий) самоконтроль - еще более совершенный вид саморегуляции. Это корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения. [Под ред. М.В. Гамезо, с.86]
Следует помнить, что самоконтроль - это лишь звено в процессе самовоспитания. Он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют и самооценку.
Развитие личности, которое началось в дошкольном возрасте в связи с зарождением Я-концепции, самооценки продолжается и в младшем школьном возрасте.
Е.И. Рогов считает, что самооценка - это сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.
Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева определяют самооценку, как знание человеком себя и отношение человека к себе в их единстве.
Л.С. Выготский предполагал, что самооценка - обобщенное, (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими детьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. [под ред. Эльконина, Давыдова, 56]
Е.Л. Солдатова и Г.Н. Лаврова считают, что самооценка младших школьников конкретна и ситуативна, у них обнаруживается тенденция к переоценке собственных возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельности как организация приобретения ребенком обобщенных действий. В зависимости от ориентации на результат или преобразование и успешности в учебной деятельности формируется самооценка, новое отношение к себе как к субъекту познания, учебной деятельности. Это становится основным и надежным механизмом саморегуляции.[139]
Формирование самоконтроля и самооценки происходит именно в начальной школе. На их формирование огромное влияние оказывает учитель. Ему необходимо направлять деятельность учеников.
Выводы.
Оценочная самостоятельность — это сформированная готовность к самоконтролю и самооценке.
Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Самооценка — это обобщенное, (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе.