Методические рекомендации по формированию самостоятельности младших школьников

3
0
Материал опубликован 1 November 2019

Методические рекомендации по формированию самостоятельности младших школьников



Предназначены: для педагогов начальных классов.

Источник практического опыта, положенного в основу данных методических рекомендаций: опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности младших школьников, проведенная на базе МОУ гимназии №1 г.о. Шуя.

Сфера применения: учебный процесс в начальной школе.

Автор: Рымина А.В., учитель начальных классов.



Пояснительная записка

Формирование самостоятельности младших школьников всегда являлось одним из важных направлений педагогической деятельности. Потребность в сформированности у младших школьников такого качества, как самостоятельность, обоснована: увеличением в рамках учебного процесса времени, отводящегося на самостоятельную работу; выхождением на передний план проектной деятельности, как одной из важных составляющих учебного процесса; потребностью общества в людях, склонных мыслить нестандартно, креативно, способных найти выход из любой ситуации и предложить новое решение проблемы. Данные методические рекомендации помогут педагогам начальных классов.

Целью данных методических рекомендаций является помощь педагогам начальных классов в формировании самостоятельности младших школьников.

Предполагаемые результаты использования предложенных методических рекомендаций:

- овладение методикой, предложенной в данных рекомендациях, позволит учителям начальных классов продуктивнее формировать самостоятельность младших школьников;

- у учеников начальных классов успешнее сформируется качество самостоятельности;

- учебные действия, требующие самостоятельности младших школьников, начнут вызывать меньшие затруднения у учащихся.



Методические рекомендации

Работу по формированию самостоятельности у младших школьников условно можно разделить на три содержательных блока.

Первый блок – работа с родителями. Педагогу, решившему следовать данным рекомендациям, следует учитывать, что без помощи со стороны родителей формирование самостоятельности их детей никогда не будет особо успешным. Большую часть времени ребенок проводит в семье, и именно семья оказывает значительное влияние на формирование качеств младшего школьника.

В рамках работы с родителями педагог должен:

- провести организационное родительское собрание. На собрании учитель объясняет важность качества самостоятельности для младших школьников, а так же рассказывает родителям, чем конкретно они могут помочь в воспитании данного качества у детей. Совместно с родителями разрабатывается план действий дома, возможно, список правил, которым обязуются следовать все родители (зачастую абсолютное большинство невозможно, поэтому педагог должен ориентироваться на тех родителей, что готовы работать).

- проводить родительские собрания не реже раза в две недели. Цель собраний – отчет об успехах формирования самостоятельности детей, передача личного опыта от родителя к родителю. Педагог так же выступает с советами и методиками формирования самостоятельности у младших школьников. Очень важно, чтобы педагог не выносил на одно собрание слишком много информации! Лучше рассказать о чем-то одном, но при этом подробно обсудить полученную информацию и пути ее претворения в жизнь.

- проводить личные консультации с родителями по вопросу формирования самостоятельности, если они в таковых нуждаются. Ни в коем случае не стоит давить на родителей или порицать то, что они не выполняют общий план воспитания самостоятельности. Это может оказать негативное воздействие на процесс формирования самостоятельности у конкретного ребенка.

Второй блок – школьная воспитательная деятельность.

Формируя самостоятельность в рамках второго содержательного блока, педагог:

- организует и проводит мероприятия, способствующие формированию самостоятельности младших школьников (квест-игры, ориентирование на местности, творческие мастерские);

- включает тематические классные часы в план воспитательной работы, при этом очень важно, чтобы на классных часах выступали дети с лично подготовленной ими информацией;

- организует классную кружковую деятельность с самоуправлением учеников класса, сам при этом выступая только в роли инструктора;

- следит за правильной работой системы дежурства, поощряя лучших дежурных (зачастую поощрения может быть достоин весь класс).

Третий содержательный блок – образовательная деятельность.

Педагог постепенно повышает частоту употребления заданий и видов работ, требующих самостоятельного выполнения, тем самым приучая детей не бояться самостоятельной работы и продуктивно работать в рамках заданных условий.

К учебным приемам, формирующим самостоятельность младших школьников, относятся: самостоятельная работа, парная и групповая работа, малая проектная деятельность, задания поискового характера, задания организационного типа, творческие задания, делегирование обязанностей учителя, составление таблицы с критериями оценки, тренировочный стол с заданиями.



Список литературы

1. Савельева Т.М. Самостоятельность младшего школьника и показатели ее развития/Т.М. Савельева// Пачатковае навучанне. - 2012. - №6. - С.28-31

2. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения/М.А.Данилов. - М.: Просвещение, 1978

3. Талызина, Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся/Под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной. - изд - во МГУ, 1972.

4. Лебедев В.А. Как помочь ребенку стать самостоятельным // Начальная школа. – 1994 - № 4 – С. 5-9.

5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.