12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Абудихина Екатерина Анатольевна28

Развитие самостоятельности обучающихся – одна из актуальных задач современного образования, a привитие младшим школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является необходимым условием развития их познавательных способностей.

Проблема самостоятельности личности давно обращает на себя внимание педагогов и психологов. В психологии самостоятельность рассматривается как волевая черта личности, как способность осуществлять какую–либо деятельность без посторонней помощи. Эта способность проявляется в самостоятельном принятии решений, в осуществлении намеченных действий по достижению цели, в самоконтроле, в ответственности за свои дела и поступки. В этом случае самостоятельность есть устойчивое, независимое от той или иной деятельности качество личности .

Психолог В.А.Лебедев выделяет необходимые условия развития самостоятельности, к которым относит: 1) учет индивидуального своеобразия и возможностей обучающегося; 2) безоценочное восприятие маленького человека;  3) актуализация потребности младшего школьника в игровой деятельности; 4) подбор и разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений; 5) стимулирование творческого самовыражения ученика;  6) обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых обучающимся видов занятий; 7) система согласованных требований и ожиданий от ученика со стороны семьи и школы; 8) содействие осознанию школьником своего «Я» среди других значимых в процессе коллективной или индивидуальной деятельности.

Педагог Л.В.Жарова выделяет такие показатели сформированности самостоятельности: умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи; прогнозирование собственной деятельности (постановка цели, формулировка проблемы, планирование этапов решения);  хорошо выраженная оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения;  высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль;  готовность активно сотрудничать с участниками педагогического процесса, внешкольными объектами;  высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Показатели самостоятельности, предложенные педагогом М.Ф.Морозовым: умение по-своему подойти к решению сложных задач, возникающих в изменяющихся условиях; умение правильно и самостоятельно организовывать свою деятельность; умение свободно и независимо от суждений других высказывать свои мысли; способность к критическому отношению.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

Проявление самостоятельности младших школьников рассматривается также и в труде. На уроках труда учащиеся часто работают не организованно: им мешает, свойственная этому возрасту, быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности, работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учителю за помощью. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.

Особенностью этого возрастного периода является то, что ребенок проявляется интерес в большей степени не к результату, а к процессу труда. В связи с тем, что все психические процессы в этом возрасте характеризуются непроизвольностью, младший школьник не всегда действует по образцу, часто отвлекается, у него получаются какие-то случайные детали, он начинает придумывать что-то свое. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельности, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей.

Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность. Некоторые ученики сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Некоторые ученики, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность .

Формировать самостоятельность можно на уроках технологии. Исследователями установлено, что в процессе трудового обучения, трудовая деятельность является одним из доступных видов деятельности младших школьников. Данная форма деятельности детей при педагогически ценной ее организации сопутствует формированию самостоятельности.

Действующим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), формирование способности к организации учебной деятельности (умение учиться) представлено одной из главных задач. В качестве результатов, наравне с успешным решением учебно-познавательных и учебно-практических задач, в стандарте заявлено достижение учениками высокого уровня самостоятельности в организации самого процесса обучения – умения формулировать цели и следовать им, осуществлять планирование своей деятельности, контролировать и оценивать свои учебные действия, взаимодействовать в учебном процессе с педагогом и сверстниками.

В ФГОС НОО прописаны универсальные учебные действия в предметных, личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности. Применительно к результатам деятельности начальной школы можно актуализировать образ идеального выпускника таким образом: любознательный, активный, познающий и умеющий адаптироваться в динамично меняющемся мире человек; владеющий основами умения учиться, умеющий организовывать собственную деятельность. Это человек: готовый самостоятельно принимать решения по отношению к организации своей учебной деятельности, готовый слушать собеседника и вести диалог, признавать существование различных точек зрения, аргументировать свою точку зрения, а также определять общую цель и пути ее достижения; умеющий договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности [59].

В ФГОС НОО нет дословного указания на формирование самостоятельности младших школьников. Однако есть требование сформировать такую ключевую компетентность, как умение учиться за счет овладения учеником комплекса универсальных учебных действий. На наш взгляд, одно из универсальных учебных действий, позволяющих ученику учиться, – это самостоятельность. В соответствии с требованиями Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) [45] уроки технологии должны обеспечивать достижение следующих результатов:

- личностных (уверенность в себе и уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам);

- метапредметных: регулятивные (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности); коммуникативные (договариваться с партнерами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; проявлять инициативу в работах); познавательные (осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).

Практическое решение проблемы успешного формирования самостоятельности младших школьников на уроках технологии мы видим в реализации следующих психолого-педагогических условий:

1) формирование уверенности обучающегося в способности самостоятельно выполнить учебное задание качественно и в отведенное время;

2) формирование способности самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебно-познавательных задач, обогащающих опыт предметно-практической деятельности обучающегося;

3) формирование способности самостоятельно осуществлять объективную оценку результата своих действий по установленным учителем критериям успешности выполнения учебно-практического задания;

4) формирование способности самостоятельно формулировать собственное мнение, проявлять инициативу в учебно-творческих работах.

В таблице 1 отражены средства для реализации данных условий.

Таблица 1.

  Обеспечение условий успешного формирования самостоятельности обучающихся на уроках технологии

Условие

Средства реализации

Формирование уверенности обучающегося в способности самостоятельно выполнить учебное задание качественно и в отведенное время.

  1. «Психологический тренинг»

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: «Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза».

Под мелодию дети повторяют слова про уверенность в себе.

Я смогу помочь другим.

Я всегда верю в себя.

Я целиком и полностью доверяю себе.
Этот урок для меня имеет ценность…
Мои цели на данный урок… и другие.

  1. Упражнение «Уверенное дыхание» (проводится перед практической работой)

Учитель предлагает детям сесть удобно и расслабиться. Нужно сосредоточиться на дыхании. Учитель: Плавно и глубоко дышите, представляйте, что с каждым вдохом наполняетесь уверенностью, ощущаете себя все более уверенным в себе человеком. А с каждым выдохом из вас уходят сомнения, покидает плохое и негативное настроение. (2-3 минуты).

  1. Похвала. Педагог должен хвалить и поощрять любой успех и продвижение в работе.
  2. Анализ высказываний. Педагог предлагает детям поразмышлять над высказываниями:
  • Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает.
  • Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки.
  • И после плохого урожая нужно сеять.
  • Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха.
  • Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог.

Формирование способности самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебно-познавательных задач, обогащающих опыт предметно-практической деятельности обучающегося.

  1. Педагог может использовать проблемное обучение. Например, при изучении темы «Цветочная композиция» учитель задает детям вопросы, следующего характера:

(учитель показывает образец готового изделия)

Сегодня мы с вами будем делать цветок. Как вы думаете с чего нужно начинать работу? Какой должен быть алгоритм? Обучающиеся предлагают свой вариант алгоритма (план работы: разметь детали, вырежи детали цветка, придай цветку форму, собери изделие, оформи изделие).

  1. Рассмотри технологическую карту изготовления «лягушки». Расскажи о последовательности работы.  Составь план своей работы.
  2. Учитель может заранее попросить посмотреть дома видео в сети Интернет (мастер – классы по изготовлению несложных цветов) и сделать самостоятельно шаблон понравившегося цветка.
  3. Или учитель, например при изучении темы: «Какие бывают цветочные композиции», предлагает на выбор несколько вариантов композиций, чтобы ребенок сам выбрал то, что ему понравится. При таком подходе работы детей будут разноплановые, непохожими между собой.
  4. Тема: «Орнаменты из семян». Откуда лучше начать наклеивать семена: от центра цветка или от края? Почему? Подумай и выбери правильный план работы.
  5. Тема: «Композиция – симметрия». Изготовление детали колобка. Возьми квадратную заготовку и согни пополам. Нарисуй в ней половину колобка так, чтобы после вырезания получился целый колобок. О чем надо помнить, чтобы не ошибиться? Как можно еще изготовить колобку глазки?
  6. Тема: «Африканская саванна». Самостоятельно подготовь материалы и инструменты. Выбери одно животное. Подбери к нему шаблон. Найди на шаблоне линии сгиба. Расскажи о последовательности изготовления изделия [38].

Формирование способности самостоятельно осуществлять объективную оценку результата своих действий по установленным учителем критериям успешности выполнения учебно-практического задания.

  1. Упражнение «Ступеньки»

Ход упражнения: Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того, как все нарисовали, педагог сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

Когда работа завершена обучающийся может нарисовать ступеньки и отметить себя на лестнице. Данное упражнение показывает как ученик доволен собой, на каком уровне он справился с заданием.

  1. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»

Обучающийся может выйти к доске и рассказать о своем изделии и похвалить себя за то, что у него получилось. Чем его изделие непохоже, чем он гордится.

  1. Упражнение «Молодец!»

Инструкция: Работа в парах или группах. Сесть друг напротив друга и по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает - загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее.

Формирование способности самостоятельно формулировать собственное мнение, проявлять инициативу в учебно-творческих работах.

  1. Упражнение «Фантазер».

На доске записана тема урока.
Назовите 5 (7, 10) способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни…
- Вот видите, как важно…

  1. Упражнение «Поддержка»

Работа в парах. Школьник должен повернуться к соседу по парте и пожелать ему удачи в работе.

Например, желаю тебе успеха в работе; у тебя все получится; ты молодец.

  1. Можно использовать упражнение «Ассоциативный ряд», то есть к теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации (обучающиеся предлагают свои варианты ассоциаций).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.