12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Михайловна Павлова360
Россия, Омская обл., Тара

37.02

Развитие читательской грамотности у младших школьников

О.М.Павлова

Тарская гимназия № 1 им.А.М.Луппова

Формирование познавательных способностей ребёнка, его нравственное и духовное развитие посредством методического оснащения УМК «Школа Россия», 3 класс.

Ключевые слова: речевая деятельность, словарный запас, учебник, искусство, живопись.



Одно из главных направлений работы в начальных классах - формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младшего школьника. Развитие устной и письменной речи школьников, умение общаться - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения и русского языка в УМК «Школа России». Главными направлениями работы по данному УМК является развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, внутренняя речь). [1, с. 1]

K моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу. Если трёхлетний, нормально развитый ребёнок, употребляет до 500 и более слов, то шестилетний- от 3000 до 7000 слов. Словарь ребёнка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Для созданий условий в мире информации в УМК «Школа России» продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Ученики 2 класса на уроках русского языка обращаются к разным учебным словарям русского языка. Внимание учащихся может быть привлечено к словарям при изучении любой темы русского языка. [1, с4]. Это орфоэпический словарь, орфографический, словарь однокоренных слов, словарь синонимов и антонимов. Уже само количество обращений гарантирует формирование умения поиска слова в любом словаре по алфавиту. К этому прибавляется постоянное обращение к учебному толковому словарю на уроках литературного чтения (70 обращений) и обращение к учебному энциклопедическому словарю на уроках по окружающему миру.

Необходимо ещё и ещё раз отметить, что обращение к словарям на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира носит как бы прикладной характер: словари задействованы в учебном процессе как необходимый источник получения информации и как способ проверки написания, произношения слов, или правильно сделанного вывода при выполнении задания. Следовательно, ученик приобретает навык работы со словарями (общеучебное умение), в процессе решения другой предметной учебной задачи (через усвоение предметного содержания).

Совершенствованию речевой деятельности учащихся на уроках литературного чтения также способствует глубокий анализ художественного произведения. Этому помогает тщательный отбор литературного материала в учебнике, система вопросов к каждому произведению, работа с живописными произведениями. Школьники учатся отличать настоящее богатство от ненастоящего, видеть мир особым сердечным зрением, обладать секретом любования.

Особенно важны в духовном становлении детей уроки общения с картинами. Ценность их в том, что ребята не только знакомятся с прекрасными образцами живописи и графики, но и учатся понимать художественные приёмы, чувствовать сходные переживания, выраженные искусством слова и живописи. В разделе «Картинная галерея» представлены работы И. Остроухов «Золотая осень», З.Серебряков «За обедом», С.Тугунов «Зима пришла.Детство», А.Степанов «Лоси», В.Васнецов «Богатыри», А.Саврасов «Грачи прилетели», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка, птичка», И.Шишкин «Утро в сосновом лесу».[2]

Возвращаемся к работе над картиной на уроке русского языка- развития речи. Авторы программы В.П.Канакина и В.Г.Горецкий в методическом пособии по русскому языку для 2 класса нацеливают: «Картинная галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для того, чтобы школьник умел сравнивать содержание и название живописного произведения, учился определять, связано ли название с темой или с основным переживанием автора этого произведения; обнаруживать сходство приёмов, которыми пользуются поэты и художники; сходство мира ценностей авторов литературных и живописных произведений». Работа с картинами не может не вызвать эстетического наслаждения и будет способствовать развитию прекрасного в душе ребёнка, вызовет желание узнать больше о картинах и творчестве художников. [1, с.11]

Выстроенная вопросно-ответная система для устных и письменных сочинений и изложений позволяет формировать умение наблюдать, отыскивать подробности и детали, выражать эмоции и собственное отношение.

Осуществляя речевое развитие школьников на уроках литературного чтения и русского языка, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как обогащение языка и развитие речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Общение рассматривается как деятельность практическая. Большинство первоклассников не владеют умениями совместной деятельности, не готовы сотрудничать в группах, плохо знают друг друга, не умеют сотрудничать. Поэтому ключевое значение имеют формы организации урочной и внеурочной деятельности.

Прежде всего, это работа в парах, которая является наиболее комфортной формой организации учебного процесса. B УМК «Школа России» эта работа заложена авторами учебников и прослеживается на протяжении этого курса. Целью этой работы является формирование деловых межличностных отношений. При систематической организации парной работы учителем у детей формируется умение понимать общую цель работы, указания к ней, распределять обязанности в паре, согласовывать способы достижения предложенной цели, представлять результаты совместной работы. Изучая сказки о животных, дети в парах определяли, кто из героев слабый и беззащитный, а кто защитник и победитель. После того, как дети приобрести навык работы в парах, начинается работа малых группах сменного состава. Это может быть работа четвёрках, по рядам.

Я считаю, что важнейшим условием развития коммуникативно - речевых умений младших школьников является мотивация, потребность в высказывании, желание выразить свои мысли и чувства. Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то рассказать. Для этого необходимо проводить систематическую работу по расширению и уточнению представлений детей о мире литературе тесно связанном с окружающим миром. Именно в результате такой работы и происходит формирование познавательных способностей ребёнка, его нравственное, умственное и речевое развитие.

Методическое оснащение программы УМК «Школа России» даёт большие возможности через систематическое развитие речи воспитывать в детях лучшие личностные качества, развивать его духовно.



Библиографический список

Канакина В.П. Русский язык, 2 класс: методическое пособие с поурочными разработками: учебное пособие: в 2 частях. - М.: Просвещение, 2021. - 206 с.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 . - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 143 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.