Формирование древнерусского государства и рассмотрения его с точки зрения 1-ых норманистов
Формирование древнерусского государства и рассмотрения его с
PPTX / 2.51 Мб
/data/files/x1627057209.pptx (Формирование древнерусского государства и рассмотрения его с)Формирование древнерусского государства и рассмотрения его с точки зрения 1-ых норманистов
Цель лекции изучить вопрос формирование древнерусского государства и разобрать детально со студентами эти вопросы
Форма занятий лекция
«Нестор пишет, что славяне издревле обитали в странах Дунайских и , вытесненные из Мизии болгарами ,а из Паннонии волхами(доныне живущими в Венгрии),перешли в Россию ,в Польшу и другие земли .»
Карамзин(1сл)
Как вы думайте о чем пойдет речь граждане студенты ?
Формирование древнерусского государства
Этот вопрос очень актуален в наше время многие историки даже не знают ответов на этот вопрос.
Становление государства у восточных славян происходило в непростых внешних условиях. В середине 9 в федерация союза племен, в которую наряду со славянами (2 сл.) входили неславянские этносы (чудь, меря )3 сл. платили дань скандинавами т е варягам об этом много писал Байер .Цель варяг и хазар подчинить восточнославянские этносы, для чего? А для того чтобы контролировать важнейшие торговые трассы –складывавшийся в 9 в путь из «варяг в греки».
Согласно летописи, в 862 г члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако внутри федерации возникла острая и вплоть вооруженная борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к Руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и там разрешить конфликтную ситуацию, а вызвались три брата Рюрик, Синеус и Трувор, первый начал княжение в Новгороде, второй на Белоозере ,а третий в Изборске .Дальше дело Рюрика продолжил Олег
Норманнская теория в рамках отечественной историографии начало 18 века Байер Миллер и Шлецер
Первым гуманистом занимавшимся процессами происхождения Древнерусского государства
Байер(5 сл.) (1894-1738)был приглашен в Академию наук ,историк сразу пришелся ко двору Анны Иоанновны и Бирона ,до приезда в Россию в Кенигсбергском университете изучал китайские и синтетические языки иными словами Байер был востоковедом , написал диссертацию «О словах Христа». Так же Байер знал неплохо латинский язык. К приезду в Россию Байер изучал византийские рукописные источники и источники византийских писателей, таким образом подготовив себя к разработке древнейшего периода русской истории, но он не знал русского языка, как по-вашему изучать древнейшие источники, не зная русского языка?
Байер даже и не собирался изучать русский язык, он изучал ПВЛ на латинском языке и по зарубежным источникам. Среди тщательных исследований Байера следует выделить постановку варяга-русского вопроса на основе непосредственного изучения скандинавских источников, а также разработки исторической географии Киевской Руси. Именно трактат Байера и лег в основу Нормандской теории, а также призвании русский князей норманнами.
Наши Отечественные историки дали характеристику оценки деятельности Байера: Рубинштейн отметил отличные знания Байера скандинавских и Византийских источников, а Тихомиров напротив отмечал бездарность «воинствующего» немца. Яцунский считал трактат Байера беспочвенными, но тем не менее отмечал не малую роль в становлении нашей науки, Черепнин считал аргументы немецкого историка неубедительными, а сам Татищев подчеркивал не знание Байера русского языка . В своей книге изданной в 1747 г о «варягах» Байер пишет о происхождении славян от варяг ,о приходе Рюрика ,а сами варяги являются Пруссаками ,а также упоминает о том ,что много князей сроднились с Пруссаками ,наши князья пишет историк ведут род от Цезаря Августа , а Варяги были из Скандинавии и Нации ,так же родственниками славян считались Литвины ,т к язык Латвии схож со славянским ,Байер аргументации приводит с точки зрения знания лингвистики ,мне кажется историк делал упор именно на это .Описывает сходство славян с народами Багров .Описывает славян как разбойников и что разбойничать начали они на берегу Балтийского моря ,автор ссылается на материала Саксона Грамматика .Историк делает вывод что Варяги произошли от Скандинав ,Нации т к у наших солдат дворян фамилии происходили от скандинав. Пользуясь скандинавскими источниками Байер упоминает о Рюрике Скандинавском –царе Скандинавии и делает вывод что это тот же Рюрик который пришел управлять Новгородом , имя Игорь тоже произошло от Скандинав .Пример: Леон Грамматик ,Симеон Логофет ,Михаил Глинка , Леонтий Византийский ,а опираясь на источники викингской колдуньи Владимира Святого называли Владимира Нормандским .
В Географии Российской Байер рассказывал о соседствующих с нами: Чудях, Лифляндии , Эстляндии и Финляндии .Славянам платили дань пишет Байер Новгород ,Чудь Ростовское поле ,Литва ,Мордва Пермь и Польша .Славяне имели эти владения ,но никак не русские Печенеги жившие на территории Хазарии сильно причиняли страх нашему народу .
Чудь с Новгородом и Псковом были соседями и прилегали к западным границам, между Лифляндией и Эстляндией озеро недалеко от Нарвы где они обитали, поэтому они называются Чудским озером .Так же и Карелия и великая часть Финляндии ,которая произошла от Россиян назывались Чухнами ,а обитали в Кухонной земле ,изучая историю Сибири Байер наткнулся на их язык и он назвал язык Сибири ,языка чудей и считает ,что язык их схож с Финляндским ,а Финляндский с Венгерским .
Князь Рюрик по мнению Байера возник от племени Мирян, которые слились с нами .
С 815-854 г поход Эрика Емундова на Русь и захват Руси.
Именно Байер заложил основу Нормандской теории.
Вторым человеком занимавшийся нормандской теорией был Миллер (6 слайд)
Миллер (1705-1783 гг) работал в Академии наук 60 лет, оставил значительный след в русской истории, приехал в Россию в 1725 гг, на тот момент ему было 20 лет, после учебы в Энгельском и Лейпцигском университетах ,где получает степень бакалавра ,в Академии наук становиться преподавателем Латинского языка и истории ,а впоследствии получает должность библиотекаря.
В 1728 гг. становиться редактором газеты Санкт –Петербургские ведомости, а Байер становиться руководителем Миллера, в 1733 г участвовал в экспедиции Беринга, в 1743 гг сложился как историк, знакомиться с этнической и географической ситуации в Сибири, впоследствии чего выпускаются материалы по истории Сибири .
В 1744 г. возвращение Миллера в Петербург с развернутой программой научно-исторической работы, в этом же году подает свой проект учреждения «Исторического департамента для сочинения истории и географии Российской империи». Его план наметил следующий круг изучения и публикации источников:
1. Степенные книги, летописи и хронографы,
2. Рукописи татарские, персидские и турецкие,
3. Архивные дела столичных и местных архивов,
4. Житие святых,
5. Рукописные известия о построения святых,
6. Надгробные записи о церквях и монастырях,
7. Родословные книги,
8. Разные русские древности,
9. Устные предания,
10. Иностранные летописи.
В 1748 г. создает свой 1 том «Описание Сибирского царства от начала до покорения его русскими державами» ,а в 1850 г издает его .
Ключевский выдвигает основные тезисы Миллера :1 приход славян от Дуная в Днепр ,2 отождествление варяг со скифами , 3 считает что именно скандинавы прислали варяг на Русь
Оппонентами Миллера выступают Ломоносов ,Сумароков .
1754-1755 г возвращение Миллера к издательской системе
Выходит книга История Сибири в 1764 г
Щербатов писал ,что именно Миллер сыграл огромную роль в познание истории нашего Отечества. Во главе научного метода Миллера стоит принцип истинности .
В своей книге « О народах издревле обитающих в России» Миллер описывает историю разных народах
Скифы – народ живший у Черного моря , пишет о не малом сходстве русского народа со скифским : во-первых и те и те обитали в большей части Средней Азии ,во-вторых схожесть языка т к слова у Скифов пересекаются с Польским ,а у Поляк схож язык с нашим ,в-третьих не мало важное обитали на той же границе где и русский народ.
Сарматы-древнегреческие и древнеримские описывали, что страна Сарматов Фармация ,эту страну они раздели на Европейскую и Азиатскую ,а первая граничит к Западу реки Вислы ,а вторая от Азиатской Скифии без переделов и рубежей ,из этого делает Миллер ,что Сарматы были Славянского происхождения
Имперверийцы –по мнению Греков это Скифский народ жили в районе Черного моря
Алане –название получили от готов, другая от греков, делились на Европейскую и Азиатскую, совершали набеги на Фракию и Мидию
Роксолане – народ жившие в России и от которого происходит русское имя ,жили в Северных полях между Панацеей (город находящиеся в устье Дона) ,и Днепром .Птолемей показывает ,что они жили около Миотического моря ,они обитали в тех странах в которых руководили Алане .
Анны –были в соседстве от Китайских государств.
Булгаре –произошли на реке Волги, переводя греческий язык на русский Миллер понял ,что они обитали на реки Волги ,страна Болгария пишет Миллер делиться на Великую и Малую Болгарию, занимались торговлей на Волге и на Каспийском море ,это открывало путь в Персию
Вывод ,который хотели мы почерпнуть что все эти Миллер хочет сказать ,что все эти народности имеют территориальную связь с Россией ,а следовательно со Скифами ,а какие народности по мнению Миллера произошли от них.
А третий человек был Шлецер(7 сл) (1735-1809) младший коллега Миллера родился в городе Гегштадт сын пастора, в 5 лет потерявший отца , с 10 лет давал частные уроки ,а в 16 лет поступает на богословский факультет ,где получил хорошую богословскую и философскую подготовку .
Шлецер прошел интересный творческий и научный путь прежде чем стать тем кем потом станет :
В 1754-1755 г. слушал лекции в Геттингенском университете , а в 1755 -1758 г работа в Стокгольме на разных должностях :учителем ,конторским слушателем ,корреспондентом гамбургской газеты ,
одновременно Шлецер совершенствовал свои знания и в области лингвистики изучал скандинавский язык ,который в будущем пригодиться в его работах и на это он будет в своих трудах опираться . Продолжая научные изыскания издает на Шведском языке «Опыт всеобщей истории торговли и мореплавания в древние времена».К 25 годам знал 15 грамматических языков .
И вот мы дождались в конце 1762 г .Шлецер приезжает в Петербург ,на должность адъюнкта по русской истории в то время Шлецер становиться сложившимся ученым с широким кругозором и именно это замечает и Миллер позвавший его в Петербург .В 1762 г получает должность при Академии наук адъюнкт по русской истории , Шлецер был уже сложившийся ученый , с большой эрудицией , план занятий и разработка проекта Шлецером :
1. Изучение отечественных памятников,
2. Изучение иностранных памятников,
3. Использование отечественных памятников, а именно подбор списков и выявление точности текста
В 1767-1768 г. вместе с переводчиком при академии наук издает «Русскую правду» , «Судебник царя Иоанна» .В Геттингене Шлецер в 1769 г .продает всеобщую историю и статистику ,не переставая заниматься русской летописи ,изучая источники Нестора Шлецер приступает к критики ,различая три вида критики :
1. Что Нестор пишет в действительности;
2. Что подразумевает летописец под всем этим;
3. Правильна ли его мысль
Разбор русской летописи Шлецером был доведен до 980 г и привел к пересмотру основных вопросов,
Занимавших Шлецером современную историческую науку ,а именно :
1. Историческая этнография и происхождение современных народов ;2. Говоря о происхождения Руси через 200 лет не осталось не одного скандинавского термина ;3. Доказал отсутствие государственности в политическом строе славян 9-10 в .
Вывод историка вызвал резкую критику среди наших соотечественников. Карамзин, Соловьев , Погодин и даже Шахматов считали Шлецера своим 1-ым учителем. Над своей книгой Шлецер работал 40 лет, анализируя Византийские источники и Повесть временных лет Шлецер задал вопрос о мотиве Нестора ,он задумался о искажениях Нестором фактов ,чтобы со всем этим разобраться нужно знать немецкие и латинские языки ,Шлецер считал что надо пересмотреть эти издания . Повторения одних и тех же вещей в разных местах. Шлецер руководствуется историографическими данными Байера и Миллера .Шлецер изучал и отечественные исторические источники :
1 Радзивиловская летопись –уставы привезенный из Кенигсберга наши отечественные историки считают , переводы немцев ошибочными . 2 Ипатьевская летопись –события простираются до 1292 г. ,состоит из уставов ,3 Патриаршая летопись (Никоновская летопись) и 4 Воскресенская летопись –Шлецер считает их подделанной ,5 Ипатьевская летопись с полууставами ,6 Софийская летопись написано неважно 1-ым делом Шлецер считал сравнить эти источники с целью отследить места ,Шлецер считал это важнейшей нетрудной задачей исследования ,а метод считал сравнительно-исторический метод .
Ипатьевская и Радзивиловская летопись считаются древнейшими списками , которыми пользовался Шлецер .
1ая критика Нестеровской летописи Шлецером были много противоположных слов ,например Русь и на другой странице Славяне ,2-ая критика неточный перевод ,3 ая критика Рюрика призван на Русь
с целью управлять . Так же следует упомянуть ,что Шлецер как и Байер считали ,что Нестор мало знает о Славянских народах .Шлецер пишет ,что жизнь Нестора около 1100 г.
Киев на Днепре ,в Украине или в Малой России ,следственно в Южной Европе принадлежит Древнейшим городам . Киев в 882 г. стал столичным гордом ,по словам Егегарда пишет Шлецер в 1018 г было много церквей . После крещения Руси Византией приходит Илларион в 1050 г Ярослав делает его митрополитом .О жизни Нестора ничего не известно .Ипатьевская и Радзивиловские летописи согласно Шлецером пишет ,что Русь произошла от Варяг
Изображения Российской истории
Славяне народ великий ,обитали на Дунайских островах ,соседями были Болгары обитавшие на Днепре ,согласно Шлецеру Новгород согласно ПВЛ был неподалеку и платил дань Славянам .у Славян не было единство ими управлял Гостомысл ,при нем был раздор и он посоветовал позвать чужеземных князей .
862 г приход Рюрика ,Синеуса и Трувора управлять государством ,после кончины 2- х братьев Рюрика Новгородом управлял только Рюрик
Шлецер назвал пять периодов становления Российской империи:
1 Возрастающая Россия от 862 до 1015 г,
2 Разделяющая Россия от 1015 до 1216 г,
3 Угнетенная Россия от 1216 до 1462 г
4 Победоносная Россия от 1462 до 1725
5 Цветущая состояние России от 1725 г
Вывод из всего сказано такой, что Шлецер как и его предшественники Байер и Миллер считали ,что Русь произошла от Варяг ,приводя пример из разных исторических источников и опираясь на лингвистические данные ,но есть и противоречие ,если варяги пришли то Русь уже славяне существовали ,но уже в раздробленном виде как отделенное племя .
Список семинарских вопросов (сл 8)
1 Образование древнерусского государства
2 Роль первых норманистов в изучении Образования древнерусского государства
Список использованной литературы
Список литературыИсточники
Зуев История России для школьников и старших классов и для поступающих в вузы
Карамзин предания веков
Орлов и Георгие История России в схемах и таблицах
Орлов и Георгиев История России учебник 2001 г
Повесть временных лет
https://stihi.ru/login/page.html?list&book=4 Жарук Андрей стихи.ру
1 https://dlib.rsl.ru/viewer/01003336131#?page=3 байер сочинения о варягах
2 https://www.prlib.ru/item/406213 Байер, Готлиб Зигфрид (1694-1738).
География российская и соседственных с Россиею областей около 947 году, из книг северных писателей выбрана автора Беэра, бывшаго ориентальной истории и языков профессора при Имп. Академии наук : Комментариев Санктпетербургских в томе десятом от страницы 371 печатано на латинском язык
4 https://bookree.org/reader?file=595865&pg=11 миллер о народах издревле обитающих в россии
5 шлецер https://www.litres.ru/static/or3/view/or.html?art_typ..
6 шлецер https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_A1_2..