Технологическая карта урока истории в 6 классе «Образование Древнерусского государства»
 
                                Урок истории с учётом требований ИКС в логике учебной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ в 6 классе
Лозяная Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 18 город Муром
| Тема урока | Образование Древнерусского государства урок № 5 | ||
| Тип урока | Комбинированный | ||
| Цель урока | Рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления. | ||
| Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» И.Л. Андреев; И.Н. Фёдоров; рабочая тетрадь и хрестоматия к учебнику; видеофрагменты «История государства Российского» серии 1, 5-8; электронный контроль знаний – история России 6 класс; презентация | ||
| План урока | 1. Первые князья. 2. Объединение земель восточных славян. 3. Первые законы Древнерусского государства. 4. Укрепление международного положения Руси. 5. Языческие боги славян и первые русские князья. | ||
| Личностно значимая проблема | Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли? Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества? | ||
| методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
| Основные понятия | Дань, полюдье, варяги, уроки, погосты, языческая реформа, капище, князь, дружина, путь «из варяг в греки», государство. Личности: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. | ||
| Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | 
| Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. аргументируют свою точку зрения, умеют организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формируют умений сравнивать, обобщать факты и понятия; Ознакомятся с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснят предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснят систему управления Древнерусским государством Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитывают чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. | |
 
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | 
| I. Мотивация к учебной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывают мнения по эпиграфу к уроку. | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
| II. Актуализация знаний | 8 | Работа с заданиями в рабочей тетради Беседа | Учитель организует работу учащихся в рабочих тетрадях по пройденному материалу: стр. 12-13; задания № 1-4 Просмотр фильма «История государства Российского» («ИГР») серия № 1 Вопросы: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 3. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? | Выполнение заданий в рабочей тетради Отвечают на вопросы, по просмотренному фильму, высказывают собственное мнение. | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Работа в тетради Устные ответы | 
| III. Изучение нового материала | 17 | Работа в группах Просмотр тематических фильмов Работа с документами Заполнение таблицы | Учитель делит учащихся на группы и раздаёт задания для групп. 1 группа «князь Олег» 2 группа «князь Игорь» 3 группа «княгиня Ольга» 4 группа «князь Святослав» | 1 группа «князь Олег» смотрит фильм «ИГР», серия № 5, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 38, заполняют таблицу (см. приложение) 2 группа «князь Игорь» смотрит фильм «ИГР», серия № 6, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 40-41, заполняют таблицу (см. приложение) 3 группа «княгиня Ольга» смотрит фильм «ИГР», серия № 7, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 42-44, заполняют таблицу (см. приложение) 4 группа «князь Святослав» смотрит фильм «ИГР», серия № 8, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 44-45, заполняют таблицу (см. приложение) | Групповая работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Работа в группе с индивидуальными раздаточными материалами | 
| IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 8 | Подведение итогов проделанной работы в группах | Организует работу с учащимися Проверка заполненных таблиц самими учащимися и учителем | Выступление групп с результатами проделанной работы Обмен мнениями | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы учащихся | 
| V. Итоги урока. Рефлексия | 7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его»? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!»? - Как погиб князь Игорь? - Какому князю посвятил А.С. Пушкин свою поэму? - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? - Что общего было в деятельности первых русских князей? - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? - Что такое полюдье? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»? - Что такое погост? - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | 
| Домашнее задание | 3 | Конкретизирует домашнее задание: §4-5. 1 вариант С.47-48 учебника вопросы и задания 2 вариант Рабочая тетрадь §4-5, задания №№ 3,4,7,8 3 вариант - составление кроссворда по теме | Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают его | Индивидуальная работа | 
Приложение
Таблица. Деятельность первых русских князей.
| Линия сравнения | Имя князя (княгини) | 
| 1. Краткие сведения о личности. | |
| 2. Укрепление власти киевского князя. | |
| 4. Отношения с восточными соседями. | |
| 5. Итоги правления | 
 
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                        