Технологическая карта урока истории в 6 классе «Образование Древнерусского государства»

3
0
Материал опубликован 10 February 2017 в группе

Урок истории с учётом требований ИКС в логике учебной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ в 6 классе

Лозяная Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 18 город Муром

Тема урока

Образование Древнерусского государства урок № 5

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления.

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» И.Л. Андреев; И.Н. Фёдоров; рабочая тетрадь и хрестоматия к учебнику; видеофрагменты «История государства Российского» серии 1, 5-8; электронный контроль знаний – история России 6 класс; презентация

План урока

1. Первые князья.

2. Объединение земель восточных славян.

3. Первые законы Древнерусского государства.

4. Укрепление международного положения Руси.

5. Языческие боги славян и первые русские князья.

Личностно значимая проблема

Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?

Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества?

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Дань, полюдье, варяги, уроки, погосты, языческая реформа, капище, князь, дружина, путь «из варяг в греки», государство. Личности: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

Планируемые

результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. аргументируют свою точку зрения, умеют организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формируют умений сравнивать, обобщать факты и понятия; Ознакомятся с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснят предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснят систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитывают чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Мотивация

к учебной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывают мнения по эпиграфу к уроку.

Фронтальная

работа

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Актуализация

знаний

8

Работа с заданиями в рабочей тетради

Беседа

Учитель организует работу учащихся в рабочих тетрадях по пройденному материалу: стр. 12-13; задания № 1-4

Просмотр фильма «История государства Российского» («ИГР») серия № 1

Вопросы:

1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена?

2. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.)

3. С какой целью

славянские племена приглашали варяжских князей?

Выполнение заданий в рабочей тетради

Отвечают на вопросы, по просмотренному фильму, высказывают собственное мнение.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Работа в тетради

Устные ответы

III. Изучение

нового

материала

17

Работа в группах

Просмотр тематических фильмов

Работа с документами

Заполнение таблицы

Учитель делит учащихся на группы и раздаёт задания для групп.

1 группа «князь Олег»

2 группа «князь Игорь»

3 группа «княгиня Ольга»

4 группа «князь Святослав»

1 группа «князь Олег» смотрит фильм «ИГР», серия № 5, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 38, заполняют таблицу (см. приложение)

2 группа «князь Игорь» смотрит фильм «ИГР», серия № 6, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 40-41, заполняют таблицу (см. приложение)

3 группа «княгиня Ольга» смотрит фильм «ИГР», серия № 7, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 42-44, заполняют таблицу (см. приложение)

4 группа «князь Святослав» смотрит фильм «ИГР», серия № 8, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 44-45, заполняют таблицу (см. приложение)

Групповая работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника, просмотренного фильма. Хрестоматийных документов; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности первых князей.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Работа в группе с индивидуальными раздаточными материалами

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

8

Подведение итогов проделанной работы в группах

Организует работу с учащимися

Проверка заполненных таблиц самими учащимися и учителем

Выступление групп с результатами проделанной работы

Обмен мнениями

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы учащихся

V. Итоги урока. Рефлексия

7

Обобщение полученных на уроке

сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его»?

- Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!»?

- Как погиб князь Игорь?

- Какому князю посвятил А.С. Пушкин свою поэму?

- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение?

- Что общего было в деятельности первых русских князей? - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

- Что такое полюдье?

- Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»?

- Что такое погост? - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

3

 

Конкретизирует домашнее задание:

§4-5.

1 вариант С.47-48 учебника вопросы и задания

2 вариант Рабочая тетрадь §4-5, задания №№ 3,4,7,8

3 вариант - составление кроссворда по теме

Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают его

Индивидуальная работа

   

Приложение

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Линия сравнения

Имя князя (княгини)

1. Краткие сведения о личности.

 

2. Укрепление власти киевского князя.

 

3. Отношения с Византийской империей.

 

4. Отношения с восточными соседями.

 

5. Итоги правления

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации