Технологическая карта урока истории в 6 классе «Образование Древнерусского государства»
Урок истории с учётом требований ИКС в логике учебной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ в 6 классе
Лозяная Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 18 город Муром
Тема урока |
Образование Древнерусского государства урок № 5 |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» И.Л. Андреев; И.Н. Фёдоров; рабочая тетрадь и хрестоматия к учебнику; видеофрагменты «История государства Российского» серии 1, 5-8; электронный контроль знаний – история России 6 класс; презентация |
||
План урока |
1. Первые князья. 2. Объединение земель восточных славян. 3. Первые законы Древнерусского государства. 4. Укрепление международного положения Руси. 5. Языческие боги славян и первые русские князья. |
||
Личностно значимая проблема |
Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли? Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества? |
||
методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Основные понятия |
Дань, полюдье, варяги, уроки, погосты, языческая реформа, капище, князь, дружина, путь «из варяг в греки», государство. Личности: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. аргументируют свою точку зрения, умеют организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формируют умений сравнивать, обобщать факты и понятия; Ознакомятся с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснят предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснят систему управления Древнерусским государством Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитывают чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывают мнения по эпиграфу к уроку. |
Фронтальная работа |
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний |
8 |
Работа с заданиями в рабочей тетради Беседа |
Учитель организует работу учащихся в рабочих тетрадях по пройденному материалу: стр. 12-13; задания № 1-4 Просмотр фильма «История государства Российского» («ИГР») серия № 1 Вопросы: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 3. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? |
Выполнение заданий в рабочей тетради Отвечают на вопросы, по просмотренному фильму, высказывают собственное мнение. |
Индивидуальная работа Фронтальная работа |
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
17 |
Работа в группах Просмотр тематических фильмов Работа с документами Заполнение таблицы |
Учитель делит учащихся на группы и раздаёт задания для групп. 1 группа «князь Олег» 2 группа «князь Игорь» 3 группа «княгиня Ольга» 4 группа «князь Святослав» |
1 группа «князь Олег» смотрит фильм «ИГР», серия № 5, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 38, заполняют таблицу (см. приложение) 2 группа «князь Игорь» смотрит фильм «ИГР», серия № 6, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 40-41, заполняют таблицу (см. приложение) 3 группа «княгиня Ольга» смотрит фильм «ИГР», серия № 7, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 42-44, заполняют таблицу (см. приложение) 4 группа «князь Святослав» смотрит фильм «ИГР», серия № 8, выполняют задания документа из хрестоматии на С. 44-45, заполняют таблицу (см. приложение) |
Групповая работа |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Работа в группе с индивидуальными раздаточными материалами |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
8 |
Подведение итогов проделанной работы в группах |
Организует работу с учащимися Проверка заполненных таблиц самими учащимися и учителем |
Выступление групп с результатами проделанной работы Обмен мнениями |
Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации |
Устные ответы учащихся |
V. Итоги урока. Рефлексия |
7 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам: - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его»? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!»? - Как погиб князь Игорь? - Какому князю посвятил А.С. Пушкин свою поэму? - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? - Что общего было в деятельности первых русских князей? - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? - Что такое полюдье? - Кто и в связи, с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»? - Что такое погост? - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
3 |
Конкретизирует домашнее задание: §4-5. 1 вариант С.47-48 учебника вопросы и задания 2 вариант Рабочая тетрадь §4-5, задания №№ 3,4,7,8 3 вариант - составление кроссворда по теме |
Учащиеся выбирают домашнее задание и записывают его |
Индивидуальная работа |
Приложение
Таблица. Деятельность первых русских князей.
Линия сравнения |
Имя князя (княгини) |
1. Краткие сведения о личности. |
|
2. Укрепление власти киевского князя. |
|
4. Отношения с восточными соседями. |
|
5. Итоги правления |