Образование и становление Древнерусского государства. Сценарий занятия по истории
Образование и становление Древнерусского государства
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян.
Задачи урока:
Обучающие:
- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян;
- сформировать представление о закономерности образования государства;
- продолжить работу по формированию понятия «государство»;
- раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;
- продолжить формирование умения работать с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками;
- продолжить формирование умения работать с историческим документом; Развивающие:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
- развитие умения давать характеристику историческому событию;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины
поддерживать интерес к истории наших предков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.
Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».
Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.
Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.
Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: походы норманнов.
Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013 параграф §3.
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация.);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
Ход урока
1 Организационный момент Приветствие, Сообщение целей, задач урока 2.Проверка домашнего задания.
Форма проверки: фронтальный опрос.
Соотнести названия славянских племён с местами их расселения?
Работаем в группах, по очереди каждая группа называет племя. Для этого поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на карте
2 Почему верования древних славян называют язычеством ?
3. Назовите, пожалуйста, соседей восточных славян?
4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию?
2. Изучение новой темы
План
1. Предпосылки создания Древнерусского государства.
2. Появление княжеской власти у восточных славян.
3. Образование государственных центров. 4. Образование древнерусского государства.
Работа с учебником. Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике, с.20. Зачитаем его. Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.
Рассказ учителя
Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя.
Вопрос классу: - Что способствовало формированию государства? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)
В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля
Работа с картой - Давайте проследим его на карте. Откройте, пожалуйста, свои атласы. Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят по атласу.
Рассказ учителя.
Сжатое сообщение.
- Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Работа с картой
Учитель показывает города на карте.
Рассказ учителя.
Работа с понятием.
Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя, правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей. Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза. Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра.
А на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.
2. Варяги в Восточной Европе.
- Давайте, вспомним, кто такие норманны?
- Каковы их основные занятия? (Скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги на Западную Европу).
Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Финноугры называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян, «роутси», или «русы». Вскоре города начинают приглашать отряды русов во главе с военачальником за небольшую плату для защиты. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами.
- Как вы думаете, почему?
Впоследствии варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань.
3. Образование государственных центров.
В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило.
Работа с документом.
Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Вопросы для каждой группы свои. Работать вы будете в парах, можете совещаться друг с другом. На выполнение задания у вас пять минут.
Ответы на вопросы. - Скажите, а как автор «Повести временных лет» объясняет происхождение названия Древнерусского государства - Русь?
Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории, авторами которой являются немецкие ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян. Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой теории, антинорманнской, по которой государство у восточных славян складывалось постепенно, а варяги не сыграли никакой роли.
4. Образование древнерусского государства.
Рассказ учителя
Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев. Подробнее о том, как это произошло, вы познакомитесь дома, прочитав документ на странице 28. 882 год – год образования Древнерусского государства. Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких. Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге.
3. Закрепление.
Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций. Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается впечатление о первом русском государстве на основании этих иллюстраций в учебнике. Ответ можете представить в любой форме: будь то рисунок, четверостишие, схема. Высказывается самый смелый. 4 Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его возникновения.
5. Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу на стр. 28.
Приложение Из «Повести временных лет»
В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?