Разработка урока истории для 6 класса «Образование Древнерусского государства»

4
0
Материал опубликован 31 January 2016

Разработка урока для 6 класса «Образование Древнерусского государства»

Выполнила учитель истории МБОУ СОШ № 14 г.Костромы Мухарникова Елена Александровна

Оборудование урока: Учебник – Пчелов В.В. История России с древнейших времен до конца 16 века – М.: Русское слово, 2014.

Атлас История России с древнейших времен до конца 16 века.

Карты «Восточные славяне и их соседи в 7-9вв.» ; «Древняя Русь в 9-11вв.»

Раздаточный материал: таблица «Историки о роли варягов в образовании Древнерусского государства»

Цели:

Образовательная: Сформировать знания о предпосылках к образованию государства у восточных славян и роли варягов в создании Древнерусского государства.

Развивающая: Создать условия для развития умений учащихся работать с текстом учебника, историческим источником, картой, прослеживать причинно-следственные связи и анализировать информацию.

Воспитательная: Способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотического воспитанию учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Комбинированный урок

План.

Ӏ. Постановка целей и задач урока

ӀӀ. Изучение нового материала.

    Первые русские князья.

    Варяги на Руси.

    Призвание варяжских князей.

    Русское княжество в Киеве.

    Происхождение названия Русь

ӀӀӀ. Закрепление и постановка домашнего задания.

Ӏ. Урок начинается с отрывка из стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого:

Помним мы Отечества историю?

Почему так названа страна?

Много есть гипотез и теорий

Русь-Россия с древности она

Говорят от Рюриков, от шведов,

От сарматских Русь пошла племен,

Ну а я вот думаю, что предок

Рослым был, отважен и силен…

Организационная часть: Вы прослушали отрывок из стихотворения. Как вы думаете, о чем мы сегодня говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока).

Вспомните основные признаки государства (территория, население, правитель, законы, армия, налоги, торговля и ремесло).

Сегодня в течение урока мы должны убедиться, что у древних славян уже к концу 9 века были все признаки государства и его формирование на Руси связано с историческим процессом, а не с отдельной личностью.

ӀӀ. 1.Первые русские князья

Рассказ учителя о первых русских князьях

К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов.

Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности.

Мы мало знаем о первых русских князьях.

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. 
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».

О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он бел перевозчиком на Днепре. По другой – отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян – Царьград).

Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей – Радим.

Конечно, все это сведения легендарного характера. Но они показывают, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство.

Обратитесь карте на с 40 учебника «Древняя Русь в 9-11 вв.» - Назовите города, ставшие центрами первых русских княжеств?

Сделайте вывод (уже в 9 веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества, которые постепенно объединились в государство).

2.Варяги на Руси. (беседа по вопросам, работа с картой и иллюстрацией)

Ребята, обратимся к карте «Восточные славяне и их соседи в 7-9вв.»

Вопросы учителя: Какие страны и народы были соседями славян на юге (Византийская империя), на востоке (Волжская Булгария), на юго-востоке(Хазарский Каганат)?

А на севере в середине 8в. У них появились новые соседи – варяги.

Вспомните, кого на Руси называли варягами (викингов)?

Что мы знаем о их занятиях и образе жизни?(ответы учащихся с использованием знаний, полученных на уроках Истории Средних веков)

Через славянские земли пролегал торговый путь, по которому викинги – норманны совершали путешествия в богатый Константинополь. Он получил название путь «из варяг в греки».

На карте учитель показывает и комментирует, учащиеся следят по атласу С.6. (Ладожское озеро – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Лавоть – суда перетаскивали волоком – р. Днепр – Черное море - Константинополь).

С какими трудностями могли столкнуться купцы на этом пути?

Работа с иллюстрацией в учебнике с.37. Славяне и сами вели торговлю с иностранными купцами. Рассмотрите иллюстрации в учебнике (Торг в стране восточных славян. Худ. С.В. Иванов)

Укажите на картине славян?

Какие товары предлагают славянам иностранные купцы?

Чем славяне торгуют с «заморскими гостями»?

Сделайте вывод о деятельности варягов в славянских землях (варяги приходили через славянские земли к Черному морю, торговали с Византией и восточными славянами).

3.Призвание варяжских князей. (работа с историческим документом).

Обратитесь к отрывку из «Повести временных лет»

«В лето 862. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:

- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.

И пошли за море к варягам, к руси.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:

- Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!

И избрались трое братьев со своими родами, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.

И от тех варягов прозвалась Русская земля»

Ответ на вопросы по документу:

- О каких народах рассказывает летопись? Кто такие русь с одной стороны, чудь, словене, кривичи и весь – сдругой? (Русь – варяги, остальные – славянские племена)

- Почему славяне стали искать себе князя? (между племенами начались усобицы, не было порядка)

- К кому обратились славяне? (к варягам)

- Кто из варягов где стал править? (Рюрик – в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске)

- В каком году произошли описываемые события? (862)

Работа с иллюстрацией. Обратитесь к репродукции картины В.М. Васнецова «Призвание варяжских князей» и ответьте на вопросы

- Как одеты варяги и славяне?

Какие детали их одежды и вооружения можно проверить по находкам археологов.

Какова же роль варягов в зарождении государства у славян. Существует несколько теорий на этот счет. Рассмотрите таблицу «Историки о роли варягов в образовании государства». Какие мнения о роли варягов высказывали историки?



Норманнская (Байер, Шлецер)

Центристская

Славянская (М.В. Ломносов)

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.



Вспомните признаки государства и сделайте вывод о формировании государства у славян.

(Государство возникло у восточных славян в 9 в, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство были Киев – на юге и Новгород – на севере).

4. Русское княжество в Киеве. Объединение земель (рассказ учителя)

В Киеве княжили Аскольд и Дир.

В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси.

Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью.

5.Происхождение название Русь.

- Как вы думаете, откуда произошло название Русь?

Прочитайте в учебнике с. 41и найдите ответ на этот вопрос.

ӀӀӀ.Закрепление и постановка домашнего задания.

Выполните в рабочей тетради задание № 4

Домашнее задание: §5, задания 1-3 в рабочей тетради.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации