Опыт «Формирование элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения в свете реализации ФГОС второго поколения»

2
0
Материал опубликован 31 March 2021

Информация об опыте


Тема опыта: «Формирование элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения в свете реализации ФГОС 2-го поколения.»


Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у населения. Школа расположена в центральной части города. В районе школы действуют 6 дошкольных учреждений. В 2012-2013 учебном году в школе №12 обучается более 1000 учащихся. Иностранный язык изучается как по общеобразовательным программам, так и по программам углубленного изучения предмета. С 2008 года методическое объединение учителей иностранного языка участвует в эксперименте «Формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс) в системе

«Детский сад - начальная школа». В рамках реализации этой темы автор данного опыта ведет работу по проблеме преемственности в изучении иностранного языка в промежутке между детским садом и вторым классом начальной школы, по средствам кружковой работы в первом классе.

Изучение иностранного (английского) языка в раннем возрасте особенно эффективно, т.к. именно дети младшего школьного возраста проявляют интерес к людям другой страны, культуры, а это способствует развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго языка, способствует общему развитию младших школьников.

Современные потребности личности реализуются через принцип непрерывного систематического языкового образования, берущего своё начало в детском саду, где дети с 4 лет начинают изучать английский язык. Кроме этого, в школу поступают дети, которые в силу социальных или территориальных условий не имели возможность посещать детский сад, и изучать английский язык на элементарном уровне. Чтобы сохранить преемственность в первом случае и «заполнить пробел» во втором, т.е. выровнять и подвести учеников к осознанному и систематическому изучению другого языка во втором классе, используются возможности регионального и школьного компонентов, снимающих в дальнейшем эту проблему посредствам формирования элементарных навыков УУД. Наиболее успешным в работе с первоклассниками в этот период является формирование элементарных коммуникативных навыков, т.к. именно они помогают стимулировать интерес учеников к дальнейшему изучению ИЯ. Это и стало основополагающей идеей работы автора опыта.

Актуальность опыта

Актуальность данного опыта определяется возросшим статусом иностранного (английского) языка как средства общения, дающим большой толчок в движении общества навстречу новым формам и методам обучения. Согласно требованиям ФГОС второго поколения  важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Автор считает, что первоочередной задачей в работе является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Подготовить, выровнять детей разного уровня, а, иногда и совсем не подготовленных получать знания разными разными видами учебной деятельности, включающих элементарные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования . Преподавание иностранного языка в первом классе предоставляет широкую возможность в получении непрерывного языкового образования детям, пришедшим из детского сада, при этом, появляется возможность на кружковых занятиях по английскому языку, провести работу по коррекции детей, которые только приступили к изучению иностранного языка. Таким образом, создается база для дальнейшего изучения иностранного начальной школы, а затем и в средней школе на более высоком уровне, ведь результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

По результатам исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов ( Е.Ю.Протасова, А. Сейфти, Дж.Галамбос, Р. Карниол), к трём годам дети уже имеют значительный запас слов, владеют многими формами родного языка, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят почти правильно, из этого следует вывод, что при раннем старте овладение вторым языком опирается на те же механизмы, что и усвоение родного языка. Раннее, но систематическое обучение второму языку с опорой на преемственность, формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, развивает творческие способности. Изучение иностранного языка на начальном этапе обучения возрастает также в связи с введением ФГОС-2, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования».

Формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенции на раннем этапе обучения (в первом классе начальной школы) позволит младшим школьникам в дальнейшем успешно овладеть приемами изучения ИЯ и универсальными учебными действиями (УУД). Конечно, ученики в первом классе малы, и ожидать сразу от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный, и внеклассная работа по английскому языку в первом классе служит отличной стартовой площадкой для этих целей. Развитие учебных умений (УУ) на занятиях по английскому языку особенно важно, это объясняется спецификой предмета:

1) Те УУ, которыми ученики овладе­ли при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на занятие по ИЯ без соответ­ствующей коррекции. Многие УУ долж­ны быть сформированы заново. А при обучении ИЯ форми­ровать УУ как общеучебные, так и спе­циальные приходится с нуля.

2) Овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды , а продолжительность занятия 35 минут. Рассчитывать на успех в таких условиях можно толь­ко в случае, если ребёнок будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего занятия и продуктивно организовы­вать свои занятия дома.

Итак, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: "Зачем я учу иностранный язык?”, "Зачем я выполняю то или иное упражнение на занятии (пишу, слушаю)?”, "Что я сегодня узнал и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”. Язык должен осваиваться осознанно, а сами занятия должны быть интересными и увлекательными.

         Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Основные действия, которые позволяют формировать элементарные УУД:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.Коммуникативные умения являются верховными, доминирующими, в наибольшей степени соответствующие специфике иностранного языка как учебного предмета. По мнению автора, с помощью развития именно этих умений в элементарной степени у детей решается первоочередная задача-овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, создание ядра устной речи и чтения и начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне. Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны УУД и возможности овладения ими.

Введение УУД в практику образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, дать детям не только теоретические знания, но и научить их использовать эти знания для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Именно этой цели автор опыта уделяет внимание на занятиях по английскому языку в первом классе.


Таким образом, сегодня совершенно определённо выявились назревшие противоречия:

между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и их индивидуальными возможностями, склонностями, интересами;

между необходимостью формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным уровнем освещенности этого материала в педагогической и методической литературе.

между использованием индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам процессе формирования элементарных коммуникативных УУД.

Следует отменить, что при подготовке к занятиям необходимо учитывать взаимосвязь уровня сформированности элементарных УУД со следующими показателями:

состояние здоровья детей;

уровень развития речи;

степень владения русским языком;

умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

стремление принимать учебную задачу;

навыки общения со сверстниками;

умение контролировать свои действия на уроке.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании определенных условий для формирования элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения, развитии в учениках самостоятельности в различных ситуациях, умении применять приобретенные знания, умения и навыки; а также в разработке методов и приемов, позволяющих провести обучающихся от элементарных коммуникативных навыков (освоения элементарных средств учебно-познавательной деятельности) к осознанной языковой компетенции в старшей школе (умению решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний).

Длительность работы над опытом

Работа над формированием элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения в свете реализации ФГОС 2-го поколения длится третий год и может быть разделена на следующие этапы:

Диагностический

2013-2014

Исследовательский

2014-2015

Обобщающий

2015-2016

Анализ проблемы исследования, определены цель и задачи, сформулирована ведущая педагогическая идея.

Диагностика уровня сформированности элементарных универсальных учебных действий в различных видах речевой деятельности у младших школьников.

Анализ успеваемости за 2013-2016 учебные годы. Формулировка выводов, подведение итогов, описание технологии опыта работы.



Диапазон опыта

Данный опыт, может быть применим как во внеурочной деятельности с младшими школьниками, так и в индивидуальной работе с учащимися 2,3-х классов, для успешного и прочного овладение речевым материалом.


Теоретическая идея опыта

Формирование элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения, на наш взгляд, является актуальным вопросом современной российской педагогической науки. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  и новые примерные программы закрепили эту линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.  Английский язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал. Программа формирования УУД является обязательной частью содержательного раздела примерной основной образовательной  программы образовательного учреждения. Программа УУД контролирует  требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных учебных программ. Методологической и теоретической основой программы УУД является системно-деятельностный подход, разработанный в трудах  "ВыгодскогоЛ. С., Гальперина П.Я., ЭльконинаД. Б., Давыдова В. В., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. раскрывающий основные психологические условия и  механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями обеспечивает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают «возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться». Программа УУД выступает как инвариантная основа образовательного процесса, обеспечивающая реализацию основной задачи начальной школы - «формировать умения учиться» и способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Мы согласны с точкой зрения Л. С. Выготского о том, что главным условием развития и воспитания личности детей является общение, а основной задачей школы является формирование коммуникативных УУД у детей, потому что от уровня коммуникативных умений субъектов общения в большей степени зависит эффективность и качество процесса общения.

Методологическая основа исследования: системно - деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, В. Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, Т. И. Шамова), компетентностный подход, культурно-исторический подход, фундаментальные положения философии и методологии образования (Сократ, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Дистерверг, Дж. Дьюи, Л. С. Выготский ). 

Теоретическая основа исследования: теория личности А.Н. Леонтьева, концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Л. С. Выготского, концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова). 

Степень новизны

Новизна опыта заключается в разработке определенной системы упражнений, позволяющей подготовить младших школьников к овладению универсальными учебными действиями в дальнейшем, а также в определенных принципах организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новой модели и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Для этого необходимо создание методики сформированности элементарных коммуникативных УУД у младших школьников на занятиях по английскому языку.

Технология опыта

Технологическая сторона опыта предполагает постановку следующей цели: Формирование элементарных коммуникативных УУД на начальном этапе обучения в свете реализации ФГОС 2-го поколения

Реализация поставленной цели требует решения целого ряда задач:

- создание условий для успешной деятельности обучающихся;

-определить методики сформированности коммуникативных УУД у младших школьников; 

-провести опытно-педагогическую работу по формированию элементарных коммуникативных УУД у младших школьников.

Для комплексной реализации поставленной цели автор опыта создает условия для обучения, направленного на раскрытие личности учащихся через использование федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г., Примерной программы основного общего образования по английскому языку 2004 года, Примерной программы по учебным предметам (иностранный язык) 2010 года (Стандарты второго поколения), а также Примерной «сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-ом классе начальной школы.Автор опыта учитывает факт, что названные выше методические материалы направлены на помощь учителю творческому, ищущему новые подходы и решения в учебном процессе, оптимально использующему лингафонный кабинет, компьютер, интерактивную доску, мультимедийный проектор, справочные материалы по страноведению, электронные словари и учебники. Как результат – у учащихся формируются произносительные, лексические, грамматические навыки ( в пределах изученных тем), идёт развитие элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности , а это позволяет задатки и склонности, начальные знания и умения детей, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой –создание у детей младшего школьного возраста устойчивой мотивации к учёбе в целом и к иностранному языку в частности.

Этапы формирования коммуникативных действий: 



Варьирующий (ситуативный)





Ознакомительный 


Стандартизирующий(синтетический) 



Подготовительный (аналитический) 






Данные универсальные действия предполагают формирование как чисто языковых умений (фонетических, лексических, грамматических), так и их нормативное применение в устной и письменной речи. Различные темы, речевые задачи ориентированы на формирование разных видов элементарной речевой деятельности, развитие сoциoкультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения. 

При изучении иностранного языка в начальной школе важнейшим является последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных УУД в процессе овладения различными видами речевой деятельности (говорения, чтения, aудирования и письма), а элементарные навыки УУД формируются именно на занятиях в первом классе.

Обучение иностранному языку направлено на изучение его как средства международного общения посредством: 

- Формирования и развития базовых коммуникативных УУД в основных видах речевой деятельности; 

- Сoциoкультурнoгo развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого материала; 

В коммуникативные УУД включаются следующие важнейшие умения: 

- понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием); 

-устно общаться в стандартных элементарных ситуациях: « Hello! That is me! », « Pets and other animals», «Home, sweet home!» и т.д.

- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, выразить своё мнение, оценку: «I would like to have…», «Would you like…?» и т.д.

Для формирования навыков универсальных учебных действий на занятиях по английскому языку необходимо разработать и использовать игровой комплекс упражнений, которые должны быть интересны ученикам. Играя, ученики не только развиваются и обучаются, они также находятся в привычной им с раннего детства среде и получают положительные эмоции.

Для усвоения и запоминания нового материала (слов, словосочетаний, предложений) необходимо использовать приемы наглядности и доступности, предлагать повторения, каждый раз меняя учебную задачу, не требуя зазубривания, а включая учеников в игровые ситуации, такие как «Назови Незнайке предметы, которые находятся на столе» или « Какие игрушки можно подарить на день рождения Мальвине» и т.д. Для лучшего запоминания можно использовать момент соревнования («Кто быстрее вспомнит названия всех игрушек, которые были на столе»), стремление получить похвалу учителя, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала (« Назови всех членов семьи по-английски»)

Также для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана, опора на иллюстрации, участие в инсценировке сказок, составлении коротких диалогов. Помогая озвучить знакомых и любимых сказочных героев, придумывая коллективную сказку по цепочке, или по опорной схеме, ученики учатся регулировать свою деятельность, а значит, происходит формирование регулятивных учебных универсальных действий. При положительных результатах ученики не только начинают адекватно относиться к данному предмету, но и учатся объективной самооценке. Учитель не просто оценивает работу учеников, а спрашивает у них, довольны ли он своими результатами (.Are you happy with your results?) Данный вид деятельности способствует развитию и коммуникативных ууд, так как, играя, ученики сотрудничают друг с другом, слушают, участвуют в решении общей задачи или проблемы. При этом используется парный, групповой (3-4 ученика) и даже фронтальный метод.

Познавательные универсальные учебные действия требуют особого внимания, так как в данном возрасте еще не сформировано словесно- логическое мышление. Поэтому грамматический материал, усвоение которого требует логика, также следует преподносить с помощью наглядности. Для этого, например, вместе с ребятами мы посетили Структурный дом, жителями которого являются «веселые человечки», которых мы видим на схеме в виде геометрических фигур. Подлежащее – треугольник (в сказке - девочка (принцесса), смысловое сказуемое – квадрат ( в сказке – мальчик, охранник), вспомогательный глагол - заштрихованный квадрат ( в сказке – второй охранник), именное сказуемое – круг ( в сказке – круглый человечек) и т. д. При помощи этой сказки поддерживается интерес, а при помощи геометрических фигур формируется моделирование, а значит и логическое мышление (смотреть приложение 1 )

Для формирования личностных ууд рекомендуется предложить такие приемы работы как:

- предложить ученикам выбрать те разделы учебника, которые больше всего нравятся (темы, деятельность), объяснить, почему,

- отметить галочкой те задания творческого характера, которые ученики хотели бы выполнить

( составление кроссвордов, придумывание рифмовок, сказок, игр).

Для обеспечения возможности правильной организации учащимися своей учебной деятельности рекомендуется изучить Волшебную карту, где названиями островов являются темы, Предлагается определить те, которые были изучены, и найти количество неизученных (неисследованных) островов, придумать названия для «свободных островов» (тем, которых нет в учебнике, но детям интересны), выбрать шерифов и главных мореплавателей, определить необходимые для их изучения действия (составить план). В процессе заполнения карты разными флажками (усвоенные темы), в зависимости от наличия полного или отличного от прогнозируемого ранее результата (красный – полное усвоение, синий – требуется внесение необходимых дополнений и корректив, зеленый – есть много того, что подлежит усвоению).

В игре формируются общеучебные ууд, требующие от учеников самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, используя различные средства, включая Интернет.



Для развития логических ууд во всех умк представлен широкий выбор различных упражнений, которые используются учителями английского языка и всем хорошо знакомы по многим учебным программам (поиск сходств и различий, восстановление текстов, составление целого из частей, обобщение, установление правдивой и ложной информации, выбор правильного варианта, поиск и определение предмета по его описанию и т.д. )



С учениками 3 класса мы придумали игру, которая также способствует развитию логических универсальных действий, а также решают коммуникативную задачу.

Игра имеет знакомое детям название «Крестики – нолики» и правила ее остаются прежними. Главное отличие – вместо цифр и знаков ( 0 и X) каждый участник должен выбрать наиболее подходящий для себя квадрат, в котором вписано предложение с пропущенным словом ( это может быть как лексическая единица, так и любая часть предложения - глагол, прилагательное и т.д. в зависимости от поставленной на уроке задачи). Чтобы сделать ход, необходимо заполнить пропуск. Ученики играли в парах. Некоторые допускали ошибки, им предлагалось (после заполнения карточки) найти и исправить допущенные ошибки. Практика показала, что в процессе данной игры ученики прекрасно взаимодействовали в паре, принимали решение, проявляли волю, внимание и память.

Данная игра может использоваться для отработки навыков чтения, когда один из участников читает слово, второй принимает или не принимает ответ партнера и исправляет его.



Еще одна игра, способствующая развитию ууд в начальной школе тоже известна. Называется она «Домино», проводится всей группой, все ученики – участники, внимательно слушающие рассказ одного из детей и определяющие следующего игрока на основе полученной карточки. Каждый ученик составляет рассказ о себе и о своем друге на основе данных в карточке фактов.

Все ученики с удовольствием играли в эту игру, даже неуверенные в себе ученики справлялись с заданием.

Проводилась с четвероклассниками, фронтально. Цель – развивать внимание, формирование коммуникативных, личностных, регулятивных ууд. Ученики, даже не очень активные, сосредотачиваются на слушании информации, чтобы не остановить ход игры, так как все карточки взаимосвязаны друг с другом. Данная игра может быть проведена по различным темам, а также при составлении рассказов и тем (о себе и своем товарище).

Количество карточек должно быть таким, чтобы хватило на каждого участника игры.

Представленный образец игры посвящен теме « Продукты» и направлен на формирование речевой компетенции и коммуникативных ууд.



Таким образом, сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют  и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. 
Кроме того, в предложенном УМК учтены возможности работы в разноуровневых классах, даны предложения по осуществлению дифференцированного подхода. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
 






















Тренировочные упражнения имеют коммуникационную направленность. Курс нацелен на активизацию устной речи.

В учебное пособие включены простые, обиходные грамматические конструкции и структурные группы: I like / don´t like; I´ve got; I can / can´t; there is / are.

Особое внимание на уроках английского языка уделяется работе над словарным запасом обучающихся. В процессе обучения английскому языку на начальном этапе у учащихся вырабатывается формирование зрительного и звукового образа букв в алфавите. Учебный материал способствует формированию умения общаться на английском языке с учетом речевых и возрастных способностей. Обучающиеся должны знать нормы общения (приветствие, прощание, выражение просьбы, благодарности, извинения).

Весь материал изложен в доступной форме и соответствует объему возможностей первоклассников. Каждый урок — это сюжетно-речевая игра. Он длится 35 минут. Учебное пособие содержит многообразные задания на развитие памяти, мышления и воображения обучающихся. Это разные формы занятий: игра, викторина, творческий обмен, уроки моделирования различных ситуаций. Так как мышление первоклассников еще остается наглядно-действенным, то тренировка в усвоении материала происходит в игровой форме. Это обеспечивает не только процесс запоминания, но и развитие двигательной активности (песни, танцы).

Таким образом, находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения вызывает у обучающихся большой интерес  к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшее получение практических знаний. Тренировочные упражнения развивают когнитивные процессы мозга учащихся. Изучая английский язык с первого класса, ребята приобщаются к групповой работе (игровые команды, постановка сказки, участие более двух учеников).

Основная цель многообразия видов деятельности на уроке направлена на развитие мотивации и возникновение желания изучать английский язык дополнительно.

В процессе обучения первоклассники овладевают теми навыками устной и письменной речи, которые предусмотрены уровнем развития обучающихся.

Основные требования на конец первого года обучения:

В области аудирования: понимать речь учителя и своих сверстников, основное содержание доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность, достаточно понимать тексты и высказывания.

В области говорения: рассказывать о себе, описывать предмет, людей по образу, вести диалог-расcпрос и диалог-побуждение к действию, отвечать на простые вопросы.

В области чтения: читать, понимать общий смысл высказывания, читать вслух и про себя, находить нужную информацию и исключать лишнюю, соотносить графический и звуковой образ слова.

В области письма: копировать, прописывать буквы и слова, восстанавливать и дописывать предложения.

Основным преимуществом английского языка как подготовительного курса является то, что у ребят ко второму классу складывается определенное отношение к предмету «английский язык». Ученики овладевают элементарными знаниями, что позволит им в большей мере овладевать новыми знаниями во втором классе.

Однако трудности могут проявиться в области говорения, так как не все первоклассники свободно владеют навыками устной речи в силу своего возраста и разных способностей.

Таким образом, изучение английского языка на подготовительном этапе способствует развитию кругозора учащихся, их приобщению к новому иноязычному опыту, а также формированию мотивации к самообразованию и саморазвитию в языковой сфере в дальнейшем.

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации