Современный урок географии в свете внедрения ФГОС второго поколения

0
0
Материал опубликован 27 February 2016

Педагогический проект
 

Цель:

Внедрение технологических карт , через моделирование, конструирование обучающей среды на уроках географии.

Задача:

Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

 

Урок «творимое педагогом "педагогическое произведение"...»

(М.Н. Скаткин);

Урок - многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся

Актуальность проекта

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения . Функция учителя состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения , т.е необходимо владеть технологией проектирования Технологических карт уроков.

Предполагаемые результаты

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Технологическая карта – это своего рода паспорт проекта будущего образовательного процесса.

Предметные – формируются Знания, понятия, представления.

Метапредметные понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Оценивать достижения на уроке.

Личностныеответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию.

Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; 
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
 
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; 
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Этапы реализации проекта-

Подготовительный этап: Изучение имеющейся литературы, определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков по теме проекта.

Первый этап – основной  Актуализация знаний и умений . Подготовка и сбор материалов. Четкое планирование и проектирование технологической карты урока. Усвоение конкретного материала. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне 
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения 
этой же учебной информации данного блока.

Второй этап – заключительный: . На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит осмысление и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации урока. С овладения технологии конструирования технологической карты начинается новое мышление учителя.

На третьем этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Методическое сопровождение проекта (методы, формы, способы реализации целей, задач и содержания проекта)

проблемно - поисковый, исследовательский , конструирование, моделирование. защита проекта.

методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

она имеет статус документа;

в ней записан весь процесс;

указаны операции, их составные части;

названы материалы;

перечислено оборудование;

указаны инструменты;

обозначены технологические режимы;

рассчитано время;

определён квалификационный статус исполнителей.

Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.

На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Типы средств обучения географии:

Библиотечный фонд;

Печатные демонстрационные пособия;

Информационно-коммуникационные средства;

Технические средства обучения;

Экранно-звуковые пособия;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Натуральные объекты.

Практическая значимость проекта

Повышения профессиональной компетентности учителя в процессе реализации требований ФГОС.

Выводы и рекомендации для образовательной практики

Проект технологической карты по географии является конечным продуктом исследования и может стать основой для конструирования планов-конспектов в условиях реализации стандартов нового поколения.

Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»

Методологической основой исследования являются работы таких педагогов как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. В. ДавыдовЛ.В. Занков, Л.С.Выготский, Л.Г.Петерсон, А.Г. Асмолов.

 

Структура и ход урока

1.Этап урока

2.Название используемых ЭОР (электронно-образов. ресурсы)

3.Деятельность учителя

(с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)

4.Деятельность учащихся

5.Время (в мин.)

Результатом работы это участие меня и коллег из Новорогачинской школы в течение 3 х лет в региональном конкурсе проводимым Волгоградской Академией последипломного образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.