Современный урок географии в свете внедрения ФГОС второго поколения
Педагогический проект
Цель:
Внедрение технологических карт , через моделирование, конструирование обучающей среды на уроках географии.
Задача:
Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Урок «творимое педагогом "педагогическое произведение"...»
(М.Н. Скаткин);
Урок - многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся
Актуальность проекта
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения . Функция учителя состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения , т.е необходимо владеть технологией проектирования Технологических карт уроков.
Предполагаемые результаты
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).Технологическая карта – это своего рода паспорт проекта будущего образовательного процесса.
Предметные – формируются Знания, понятия, представления.
Метапредметные – понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Оценивать достижения на уроке.
Личностные – ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Этапы реализации проекта-
Подготовительный этап: Изучение имеющейся литературы, определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков по теме проекта.
Первый этап – основной Актуализация знаний и умений . Подготовка и сбор материалов. Четкое планирование и проектирование технологической карты урока. Усвоение конкретного материала. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Второй этап – заключительный: . На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит осмысление и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации урока. С овладения технологии конструирования технологической карты начинается новое мышление учителя.
На третьем этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.
Методическое сопровождение проекта (методы, формы, способы реализации целей, задач и содержания проекта)
проблемно - поисковый, исследовательский , конструирование, моделирование. защита проекта.
методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Типы средств обучения географии:
Библиотечный фонд;
Печатные демонстрационные пособия;
Информационно-коммуникационные средства;
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Натуральные объекты.
Практическая значимость проекта
Повышения профессиональной компетентности учителя в процессе реализации требований ФГОС.
Выводы и рекомендации для образовательной практики
Проект технологической карты по географии является конечным продуктом исследования и может стать основой для конструирования планов-конспектов в условиях реализации стандартов нового поколения.
Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
Методологической основой исследования являются работы таких педагогов как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. В. ДавыдовЛ.В. Занков, Л.С.Выготский, Л.Г.Петерсон, А.Г. Асмолов.
Структура и ход урока
1.Этап урока
2.Название используемых ЭОР (электронно-образов. ресурсы)
3.Деятельность учителя
(с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)
4.Деятельность учащихся
5.Время (в мин.)
Результатом работы это участие меня и коллег из Новорогачинской школы в течение 3 х лет в региональном конкурсе проводимым Волгоградской Академией последипломного образования.